Не оставляйте стараний, маэстро
09.04.2017 15:45
Венский Моцарт-оркестр в Московском Международном Доме музыки.
Скажу честно, обещание на концерте венского Моцарт-оркестра музыкантов в аутентичных костюмах меня смутило. Классика, заигрывающая со зрителем, так же печальна, как и классика закрытая и самодовлеющая. Однако все выглядело прекрасно и очень органично задавало ту меру условности, с которой и надо воспринимать музыку в филармоническом зале.
Собственно с вопроса о том, как сейчас воспринимается классическая музыка и начался наш разговор с основателем оркестра, господином Геральдом Грюнбахером.
- Господин Грюнбахер, почему именно Моцарт? Когда я была в Вене, у меня сложилось впечатление, что все фанатично увлечены Сецессионом. Кругом Климт, даже на салфетках...Почему не Малер- оркестр, не Брукнер-оркестр?
- Малер-оркестр тоже есть. Но мне, как музыканту-инструменталисту по первому образованию ( я играл на кларнете) было интересно организовать коллектив, пропагандирующий в первую очередь музыку Моцарта. Все-таки это - база, основа для развития музыки во всем мире, с одной стороны, с другой это - определенный символ Вены.
Я бы еще сказал, что иногда мы совершенно напрасно начинаем проводить какие-то грани и воздвигать барьеры: вот музыка барокко, потом венские классики, потом романтики, потом модернисты... Посмотрите на " Der Rosenkavalier" Рихарда Штрауса - какая тонкая и изящная стилизация под оперы Моцарта и при этом, как по-новому звучит эта музыка, сколько там от ХХ века...Куда ее поместить? Штраус классик или модернист? Вообще меня удивляем, когда музыку Малера, Штрауса или Брукнера называют "современной". Они же уже очень давно жили...( маэстро смеется)
- Да, такие аберрации восприятия и анахронизмы в искусстве присутствуют. Малевич - современное искусство, Рихард Штраус - тоже, а ведь он на четыре года старше Рахманинова, который по восприятию публикой - безусловный классик. Видимо ХХ век был так щедр на события, как трагические, так и прекрасные, что мы еще не успели все это отрефлексировать, упорядочить, навесить правильные ярлычки. Может быть, это даже хорошо...Но давайте вернемся к Моцарту. Из каких принципов Вы исходили, формируя программу концертов?
- Нам хотелось, чтобы в наших программах Моцарт был представлен в своем развитии: от его первой "взрослой" оперы "Идоменей" до последних сороковой и сорок первой симфоний. Конечно, мы не могли обойти вниманием и любимые слушателями "Маленькую ночную серенаду", "Турецкий марш" и другие вещи.
- Сорок первой симфонией восхищался Чайковский. Он писал, что «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром». Вообще надо сказать, что творчество Моцарта было известно в России уже при жизни композитора. Он оказал большое влияние на музыку русских композиторов ХVIII века...
- Русских композиторов ХVIII века? Вы знаете, мы привыкли восхищаться Чайковским, Рахманиновым, а вот о вашей музыке восемнадцатого столетия знаем к сожалению мало, хотя я хотел бы с ней познакомиться...
- У ваших музыкантов прекрасные аутентичные костюмы. Но, если стремиться к полной аутентике, на месте прекрасной вокалистки Сэры Гош должн стоять мужчина контр-тенор...
- И да и нет. В арии Керубино из "Свадьбы Фигаро" да, это было бы неплохо, но, кстати, на премьере оперы в 1786 году эту партию пела женщина ( Доротея Буссани. А.С.), а в других операх распределение ролей уже более традиционное. Кстати, в "Кавалере роз" контр-тенор бы пригодился...Я сам очень люблю контр-теноров, но...
- В Москве и Санкт-Петербурге публика встрече с ними готова, а в Самаре или Саратове еще нет?
- Да, в какой-то степени. Но это относится не только к российской публике. Вообще я должен сказать, что Ваша публика удивительно тонкая, восприимчивая и относящаяся к музыкантам с огромной теплотой. Мы были даже в таких далеких городах, как Архангельск и Екатеринбург и везде был интерес и прекрасный прием.
- Скажите, если бы Вас попросили охарактеризовать творчество Моцарта двумя словами, что бы вы выбрали?
- Чистота и вечность.
- А Брамса?
- Легкость и интеллект.
- Ваши планы на будущее?
- У нас запланировало около сорока концертов в Вене, потом гастрольный тур, а на следующий год мы опять надеемся приехать в Россию.
Судя по тому, с каким энтузиазмом публика принимала музыкантов, на следующий год их в России будут ждать многие.
Очень грамотно составленная, цельная программа, дающая возможность получить удовольствие и любителю и профессионалу, обаяние дирижера Андраша Дэака и вокалистов Сэры Гош и Себастиана Холечека привели зал в восторг.
Хотелось бы отдельно отметить исполнение оркестром Аllegro из сороковой симфонии. Исполнение таких произведений, которык составляют must can любого коллектива всегда вызывают опасение. Дирижеру и музыкантам надо проплыть между Сциллой и Харибдой: не отбарабанить ноты как басню на вступительном экзамене, с одной стороны, и не перегрузить слушателя своими контекстами, подтекстами и рефлексиями, которые погребут его, как булгаковского Мейерхольда трапеция с голыми боярами. Музыканты Моцарт-оркестра в сороковой были сдержанно деликатны и тактичны. Там была и динамика, и светлая печаль, и где-то тенью то предощущение путешествия на закат, которое потом прозвучит в "Баркароле" Шуберта.
В завершение концерта дирижер традиционно бросил в зал свою палочку. Она досталась маленькому мальчику из пятого ряда.
Ну что же, будем ждать...
( Автор благодарит агентство Артклассика http://www.artclassicagency.com/ за помощь в организации интервью.)
Скажу честно, обещание на концерте венского Моцарт-оркестра музыкантов в аутентичных костюмах меня смутило. Классика, заигрывающая со зрителем, так же печальна, как и классика закрытая и самодовлеющая. Однако все выглядело прекрасно и очень органично задавало ту меру условности, с которой и надо воспринимать музыку в филармоническом зале.
Собственно с вопроса о том, как сейчас воспринимается классическая музыка и начался наш разговор с основателем оркестра, господином Геральдом Грюнбахером.
- Господин Грюнбахер, почему именно Моцарт? Когда я была в Вене, у меня сложилось впечатление, что все фанатично увлечены Сецессионом. Кругом Климт, даже на салфетках...Почему не Малер- оркестр, не Брукнер-оркестр?
- Малер-оркестр тоже есть. Но мне, как музыканту-инструменталисту по первому образованию ( я играл на кларнете) было интересно организовать коллектив, пропагандирующий в первую очередь музыку Моцарта. Все-таки это - база, основа для развития музыки во всем мире, с одной стороны, с другой это - определенный символ Вены.
Я бы еще сказал, что иногда мы совершенно напрасно начинаем проводить какие-то грани и воздвигать барьеры: вот музыка барокко, потом венские классики, потом романтики, потом модернисты... Посмотрите на " Der Rosenkavalier" Рихарда Штрауса - какая тонкая и изящная стилизация под оперы Моцарта и при этом, как по-новому звучит эта музыка, сколько там от ХХ века...Куда ее поместить? Штраус классик или модернист? Вообще меня удивляем, когда музыку Малера, Штрауса или Брукнера называют "современной". Они же уже очень давно жили...( маэстро смеется)
- Да, такие аберрации восприятия и анахронизмы в искусстве присутствуют. Малевич - современное искусство, Рихард Штраус - тоже, а ведь он на четыре года старше Рахманинова, который по восприятию публикой - безусловный классик. Видимо ХХ век был так щедр на события, как трагические, так и прекрасные, что мы еще не успели все это отрефлексировать, упорядочить, навесить правильные ярлычки. Может быть, это даже хорошо...Но давайте вернемся к Моцарту. Из каких принципов Вы исходили, формируя программу концертов?
- Нам хотелось, чтобы в наших программах Моцарт был представлен в своем развитии: от его первой "взрослой" оперы "Идоменей" до последних сороковой и сорок первой симфоний. Конечно, мы не могли обойти вниманием и любимые слушателями "Маленькую ночную серенаду", "Турецкий марш" и другие вещи.
- Сорок первой симфонией восхищался Чайковский. Он писал, что «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром». Вообще надо сказать, что творчество Моцарта было известно в России уже при жизни композитора. Он оказал большое влияние на музыку русских композиторов ХVIII века...
- Русских композиторов ХVIII века? Вы знаете, мы привыкли восхищаться Чайковским, Рахманиновым, а вот о вашей музыке восемнадцатого столетия знаем к сожалению мало, хотя я хотел бы с ней познакомиться...
- У ваших музыкантов прекрасные аутентичные костюмы. Но, если стремиться к полной аутентике, на месте прекрасной вокалистки Сэры Гош должн стоять мужчина контр-тенор...
- И да и нет. В арии Керубино из "Свадьбы Фигаро" да, это было бы неплохо, но, кстати, на премьере оперы в 1786 году эту партию пела женщина ( Доротея Буссани. А.С.), а в других операх распределение ролей уже более традиционное. Кстати, в "Кавалере роз" контр-тенор бы пригодился...Я сам очень люблю контр-теноров, но...
- В Москве и Санкт-Петербурге публика встрече с ними готова, а в Самаре или Саратове еще нет?
- Да, в какой-то степени. Но это относится не только к российской публике. Вообще я должен сказать, что Ваша публика удивительно тонкая, восприимчивая и относящаяся к музыкантам с огромной теплотой. Мы были даже в таких далеких городах, как Архангельск и Екатеринбург и везде был интерес и прекрасный прием.
- Скажите, если бы Вас попросили охарактеризовать творчество Моцарта двумя словами, что бы вы выбрали?
- Чистота и вечность.
- А Брамса?
- Легкость и интеллект.
- Ваши планы на будущее?
- У нас запланировало около сорока концертов в Вене, потом гастрольный тур, а на следующий год мы опять надеемся приехать в Россию.
Судя по тому, с каким энтузиазмом публика принимала музыкантов, на следующий год их в России будут ждать многие.
Очень грамотно составленная, цельная программа, дающая возможность получить удовольствие и любителю и профессионалу, обаяние дирижера Андраша Дэака и вокалистов Сэры Гош и Себастиана Холечека привели зал в восторг.
Хотелось бы отдельно отметить исполнение оркестром Аllegro из сороковой симфонии. Исполнение таких произведений, которык составляют must can любого коллектива всегда вызывают опасение. Дирижеру и музыкантам надо проплыть между Сциллой и Харибдой: не отбарабанить ноты как басню на вступительном экзамене, с одной стороны, и не перегрузить слушателя своими контекстами, подтекстами и рефлексиями, которые погребут его, как булгаковского Мейерхольда трапеция с голыми боярами. Музыканты Моцарт-оркестра в сороковой были сдержанно деликатны и тактичны. Там была и динамика, и светлая печаль, и где-то тенью то предощущение путешествия на закат, которое потом прозвучит в "Баркароле" Шуберта.
В завершение концерта дирижер традиционно бросил в зал свою палочку. Она досталась маленькому мальчику из пятого ряда.
Ну что же, будем ждать...
( Автор благодарит агентство Артклассика http://www.artclassicagency.com/ за помощь в организации интервью.)