РЕКА ВРЕМЕН В СВОЕМ СТРЕМЛЕНЬИ
02.05.2017 21:29
Анна Сокольская
"КАВАЛЕР РОЗЫ" В БОЛЬШОМ. 30.04.2017.
Иногда  мне кажется, что если какой-нибудь режиссер придет в Минкульт и скажет, что он хочет поставить оперу по партитуре композитора без добавлений и изъятий, в соответствии с оригинальным либретто да еще одеть при этом героев в костюмы, соответствующие эпохе, на него посмотрят как на ниспровергателя основ.
- И что? - с интересом спросит чиновник Минкульта, - в сцене письма Татьяны на сцене не появится крокодил, как символ ее подсознательных страхов...а в "Богеме" герои будут состоять в гетеросексуальных отношениях? Даже не знаю, что Вам сказать. Конечно, мы не можем сковывать свободу творчества, но вы подумайте. Начнутся митинги, коллективные письма, акции протеста...
Именно такие мысли нередко приходят в голову при взгляде на оперные новации.
Но, с другой стороны, опера, как и всё искусство представленческого жанра - это развивающийся организм. Меняются эпохи, меняются представления о должном и возможном и меняются зрители...
«Die Zeit, die ist ein sonderbar' Ding» ( «Время, эта странная вещь...»), - как поется в опере о которой мы будем говорить.
А говорить мы будем о "Кавалере розы" Рихарда Штрауса в Большом театре.
 Об этой опере написаны тома. Сразу же после премьеры возник целый культ "Кавалера розы" - появились духи, сигареты, пудреницы с таким названием. В дни представлений оперы по железной дороге ходил дополнительный поезд - Rosenkavalier-Zug. Рихард Штраус чуть было не разбогател, но вложил свои деньги в английский банк, где они и пропали с началом Первой мировой.
 Коротко перечислю написанное. Итак:  стилизация в духе восемнадцатого века, своеобразное «необарокко» и «уход от реальной действительности» в «уютный мир бытовой комедии-мелодрамы», моцартовские интенции,  соединенные со стилистикой венского зингшпиля. В сюжете прослеживаются смысловые параллели Октавиан – Керубино, Маршальша – Графиня и пр.
Исследователи обращают внимание и на вальсовую стихию оперы (впрочем, чрезвычайно изысканную, наполненную элементами полиритмии). Все знают, как досталось  Вагнеру  в дуэте Октавиана и Маршальши из первого  акта, пародирующем «томления» Тристана и Изольды.
Все это, если верить музыковедам и сделало оперу чрезвычайно популярной.
Я бы полностью поверила этим статьям, если бы не знала, что эпоха барокко при жизни Моцарта уже уходила в прошлое, да и сам Моцарт, собственно, называется "Венский классик" . Мешало принять это как уход в уютный мир бытовой комедии-мелодрамы и еще одно обстоятельство. Массовый интерес композиторов, художников, даже философов ( например, неокантиантцев со своим лозунгом "Вперед к Канту") конца девятнадцатого-начала двадцатого века к веку восемнадцатому.
Даже революция 1917 года нередко напоминает ролевую игру по событиям 1789.
Так вот - Штраус вовсе не уходит в "уютный" мир, он создает во-первых, приношение Моцарту, как определенную декларацию своих художественных взглядов, во-вторых, пишет грустную ( хоть и со смешным антуражем) историю о беге времени и быстротекущей жизни. Да, собственно говоря, именно эпоха становится главным героем оперы.
Ну а что бы  тем, кто будет ставить оперу на сцене не было скучно, еще и делает юного главного героя меццо-сопрано. Понятно, что это и отсылка к восемнадцатому веку, когда существовало кастратное пение и задача для всех режиссеров.
Постановщики "Кавалера розы" на сцене Метрополитен-оперы говорят, что Вена Рихарда Штрауса это - еще и Вена Зигмунда Фрейда, одевают всех героев в костюмы стиля модерн и намекают, что у Вены была ( цитирую) "черная и белая сторона" . Решение интересное, но дирижерский акцент на вальсовую сторону оперы, все-таки уводит от желания Штрауса создать моцартианское произведение.
В Большом решают проблему по-своему. Каждый из трех актов соответствует разному времени. От 1740 года до начала двадцатого века. Получается вечная история о беспощадности времени и  о любви двоих несовпавших во времени. Маршальша, которая, сначала задумывалась как комический персонаж, становится главным действующим лицом оперы, во время исполнения ее арии о времени над залом пролетает дух Стендаля с "Красным и черным" и "Пармской обителью" .
Интересно, что в 2012, на премьерных спектаклях меццо-сопрано Октавиана еще ставило слушателей в тупик. Теперь же оно воспринимается уже обыденно.
"Наверное, композитор просто хотел написать красивый финал с тремя высокими голосами", - говорила выходя одна слушательница подруге. Тоже небольшая, но победа просвещения.
Так что слушайте "Кавалера розы" в разных вариантах, они все доступны и получайте удовольствие.
  
Добавить комментарий