Искусство кройки и житья
06.06.2017 20:41
Искусство кройки и житья.
Спектакль "Мой внук Вениамин" в Московском драматическом театре "Турандот". 03.06.2017
Уже пару лет критики пишут о том, что в крупных городах обвально растет число театральных студий и маленьких театров. Снова, как в семидесятые, зрители едут куда-нибудь в подвальчик или в актовый зал НИИ, а сведения об интересных спектаклях передает сарафанно-фейсбучное радио.
Похоже, что зритель устал от помпезных постановок, театральные эффекты его уже не прельщают ( все равно не получается как во "Властелине колец"), ему хочется прямого контакта с актером - глаза в глаза, хочется старинной магии театра, а не демонстрации мастерства постановщиков.
Пьеса Людмилы Улицкой " Мой внук Вениамин" - идеальный материал для камерного театра. Пять персонажей, минимум декораций.
Материал интересный, яркий, живой.
И студия "Турандот" представила зрителям не менее яркий спектакль, поставленный Владимиром Чуприковым.
Начинается он почти как клоунада. Портниха Эсфирь Львовна Брауде- рыжий клоун ( Наталья Унгард) и акушерка Елизавета Яковлевна Винавер - белый (Татьяна Андреева ) беседуют о поездке Эсфири в Бобруйск в поисках невесты для сына.
Наталья Унгард вдохновенно играет еврейскую комическую старуху, в традициях театра братьев Адельгейм и "Блуждающих звезд" Шолом-Алейхема.
В начале действия я, сравнивая её персонажа со своей бабушкой, думала:"Нет, тут не так, вот это она говорила по-другому", потом ждала, что Наталья скажет любимое бабулей слово "дрек" и смеялась с залом, а потом поняла, что актрисы незаметно для зала уже играют трагедию, играют не выходя к рампе, не произнося пафосных монологов...
И Елизавета уже не нелепа, она умна, иронична, даже красива. И Эсфирь не груба и не глупа, просто она мечтает о доме, о большой семье, о том, что "мы пол отциклюем, мы шторки повесим"...
И когда она говорит о Сонечке, неудавшейся жене своего сына Левы: " Да какая же горькая дважды сиротская кровь, как ни еврейская", - у людей в зале уже стоят в глазах слезы.
И дальше уже все видишь под другим углом: и лампу, и фотографии на стене, и шляпки на вешалке. И руки. Руки актрис постоянно что-то делают: шьют, разглаживают скатерть,шьют. И делают это так выразительно, что сразу вспоминаешь много поколений других рук, рук их предков: портных, ремесленников, скрипачей...Винаверов, Брауде, Яхилевичей...тех, кого расстреляли в Бобруйске в один день, и в память о которых так мечтает Эсфирь женить своего Лёву на дочке Симы Винавер.
Вообще надо сказать, что все задействованные в спектакле актеры составляют очень гармоничный ансембль, а Влад Токарев еще и демонстрирует интересный вокал. Он поет знаменитую Nessun dorma - арию Калафа из оперы Пуччини "Турандот".
Нельзя сказать, что спектакль свободен от недостатков. Мне, например, несколько скомканным показался финал, во многом случайным подбор музыки.Однако в целом его можно оценить, как безусловную актерскую и режиссерскую удачу.
Вообще надо сказать, что все задействованные в спектакле актеры составляют очень гармоничный ансембль, а Влад Токарев еще и демонстрирует интересный вокал. Он поет знаменитую Nessun dorma - арию Калафа из оперы Пуччини "Турандот".
Нельзя сказать, что спектакль свободен от недостатков. Мне, например, несколько скомканным показался финал, во многом случайным подбор музыки.Однако в целом его можно оценить, как безусловную актерскую и режиссерскую удачу.