ПОЕДЕМ В ЦАРСКОЕ СЕЛО
19.07.2017 18:31
Анна Сокольская
b26a410dbb6b045c4158c9ec2bf65e596f7ad9d889b.jpg
Пианист Олег Вайнштейн в "Зале на острову". 16.07.2017
Сначала - немного о месте концерта.
Павильон «Зал на острову», расположенный на острове Большого пруда в Царском Селе,  был построен в конце 1740-х годов по проекту С. И. Чевакинского и украшен росписью по эскизам Ф.-Б. Растрелли. В 1794 году его перестроил Д. Кваренги, а спустя еще несколько десятилетий, в 1817–1820 годах, новые работы в Зале на острову провел В. П. Стасов.
Историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком, была воссоздана в 1996 году.  В 2008 году павильон был открыт после реставрации и с тех пор используется для концертов и различных мероприятий.

9bc8f094800c19fbdb30bf2c4a89f4596f7c634ce31.jpg
Олега Вайнштейна в Санкт-Петербурге знают и любят, поэтому неудивительно, что несмотря на грозные предупреждения МЧС и моросящий дождь, зал был полон.
 В программе концерта -  Шопен, Бетховен, Чайковский и Рахманинов. Именно в такой последовательности, хотя, наверное, было бы в чем-то логичнее выстроить программу по хронологическому признаку: от последнего венского классика к "неоромантику" и "символисту" Рахманинову.
Но мне представляется, что замысел пианиста был чуть сложнее.
Специалисты пишут, что истоки творчества Рахманинова в определенной степени в музыке Шопена, Шумана и Грига. Таким образом мы видим, что программа, построенная как путь от Шопена к Рахманинову, это еще и история творческого становления того лирического героя, образ которого создал перед нами своим исполнением Олег Вайнштейн.
При этом при полностью академическом исполнении Вайнштейн с блеском поломал все штампы и стереотипы: Шопен оказался не тонким и меланхоличным, как нравится многим меломанкам в годах, а сильным и темпераментным, Allegretto "Лунной" вовсе не напоминало "цветок между двумя пропастями", как любят писать критики: там не было слышно никакого надлома, зато явственно демонстрировалось мужество быть, "Масленица" и "На тройке" Чайковского из "Времен года", соединенные с гавотом из "Спящей красавицы" в одну сюиту, предстали перед слушателями монолитно цельными и образцовыми по демонстрации "русского духа".
Но кульминацией концерта несомненно стал Рахманинов.
Пожалуй, не найти пианиста, который не играл бы рахманиновских прелюдий, особенно соль-минорную. Про то, что она соединяет  в себе маршевое начало с тонкой лирикой написаны сотни страниц. Сочетать это в исполнении - достойная профессиональная задача.
Но есть еще и сверхзадача. Рахманинов - композитор трагический, композитор глубоко христианский, истинно русский и опирающийся на западную музыкальную культуру одновременно.
В прелюдии соль-минор все это есть, а еще там есть шопеновский блеск и размах русской тройки, образ которой так близок  и Чайковскому, и лирическому герою русского романса( которые Рахманинов очень любил). Однако вытащить все это на поверхность непросто, железный ритм и воля автора гипнотизируют и влекут за собой, и если не противопоставить им такую же железную исполнительскую волю, будет  крепко, достойно, но не событийно.
У Олега Вайнштейна это получилось. При этом могу сказать, что поскольку слышу Рахманинова в его исполнении не первый раз, не просто получилось, а получается в каждом концерте по-разному, но одинаково убедительно.
Публика бисировала неистово, крики "браво" звучали даже против правил приличия до того, как отзвучала последняя нота. Но  не стоит, наверное,  осуждать людей, которых так задевает за живое классическая музыка.
Лучше приехать самим в Петербург, потом  в Царское село, в котором когда-то смуглый отрок бродил по аллеям, и прийти на концерт.
Весь август в "Зале на острову" очень интересные исполнители.

Добавить комментарий