Любовь останется
01.09.2017 15:20
Олег Погудин с программой "Любовь останется".
29 августа 2017 года. "Меридиан".
Чем больше пишу рецензий на разного рода концерты, тем больше убеждаюсь, что в камерном жанре одной из важнейших составляющих успеха ( или неуспеха) является отношение исполнителя к эпохе, в которой были написаны исполняемые произведения, его понимание культуры и ценностей ушедшего времени, его способность к эмпатии.
И в этом смысле исполнение песен советского периода ставит перед артистами задачи в чем-то более трудные, чем выход на сцену с классическим романсом.
Более трудные потому, что в обществе нет единого отношения к тому периоду. О чем, кстати, свидетельствуют и продолжавшиеся до февраля в соцсетях споры после прошлогоднего концерта с аналогичной программой.
А ведь на самом деле уже в названии программы "Любовь останется" четко выражено отношение артиста и к эпохе и к песням.
Эти слова - не только метафора, но и название песни, впервые прозвучавшей в фильме "В день свадьбы", снятом по сценарию Виктора Розова и вышедшем на экран в 1969 году.
1969 год довольно четко ограничивает хронологические рамки такого уникального явления, как исполняемые в этой программе произведения. . БОльшая их часть написана с 1953 по 1968 годы: это годы от смерти Сталина до ввода советских танков в Прагу, в тот полный надежд и ожиданий период, которой с легкой руки Эренбурга ( ну и Тютчева) стали называть "оттепелью".
В это время на эстраде появляется новый лирический герой: это простой человек, говорящий о своих простых и маленьких радостях, о любви, расставаниях и встречах. Мелодии песен, которые поет этот герой, незатейливы, слова - бесхитростны. Но то прошлое, которое стоит за плечами героя, делает их значительными и глубокими. Этот человек выиграл войну, восстановил страну, отправил в космос первый спутник и увидел улыбку Гагарина. Это - победитель. И вот этот отсвет общей судьбы делает простые песни о том, что "милый друг, наконец-то мы вместе" явлениями большой культуры. На такое впечатление работает и драматургия программы: недаром первое отделение завершается маленькой сценической сонатой: милая и бесхитростная песня "Грустить не надо", исполненная ансамблем мелодия из фильма "Три тополя на Плющихе" и сразу же после нее - "Жди меня" Молчанова - кульминация и катарсический момент концерта.
Надо сказать, что в шестидесятые у зрителя становятся более востребованными не потрясающий вокал, а личность артиста и драматургия образа, развитие его, даже в маленькой песне. Не случайно наиболее популярные исполнители того времени Марк Бернес, Владимир Трошин и мелькнувший яркой кометой Глеб Романов по образованию - драматические актеры.
Олег Погудин решает образ своего лирического героя именно в рамках этой концепции. На нее, кстати, замечательно работает и уход артиста в баритональный регистр - его герой становится более зрелым и образ приобретает новые
краски. А о востребованности именно этого образа говорит постоянно растущее число молодежи на концертах певца.
Артист не делает эстраду полем политических битв, не осуждает, не иронизирует ( что можно услышать при исполнении советских песен нередко). Он глубоко сочувствует своим героям, сопереживает каждому из них. Даже хвастун и лодырь Коля Курочкин из фильма "Свадьба с приданым" превращается у него в повзрослевшего и справившего костюм Мишку Пряслина из трилогии Абрамова "Братья и сестры". И, пожалуй, вот эти слова - братья и сестры и становятся лейтмотивом всего концерта. Это - песни молодости наших родителей ( а для кого-то уже бабушек и дедушек). Мы все в зале - братья и сестры. По истории. По судьбе.
P.S.
"Вот так и живем, не ждем тишины" - именно этой песней начал Олег Погудин концерт, открывающий его 31-й сезон на большой сцене.
"Еще не скоро молодость да с нами распрощается" услышали мы в завершении концерта.
Так и есть.
Спасибо артисту за любовь и память.
29 августа 2017 года. "Меридиан".
Чем больше пишу рецензий на разного рода концерты, тем больше убеждаюсь, что в камерном жанре одной из важнейших составляющих успеха ( или неуспеха) является отношение исполнителя к эпохе, в которой были написаны исполняемые произведения, его понимание культуры и ценностей ушедшего времени, его способность к эмпатии.
И в этом смысле исполнение песен советского периода ставит перед артистами задачи в чем-то более трудные, чем выход на сцену с классическим романсом.
Более трудные потому, что в обществе нет единого отношения к тому периоду. О чем, кстати, свидетельствуют и продолжавшиеся до февраля в соцсетях споры после прошлогоднего концерта с аналогичной программой.
А ведь на самом деле уже в названии программы "Любовь останется" четко выражено отношение артиста и к эпохе и к песням.
Эти слова - не только метафора, но и название песни, впервые прозвучавшей в фильме "В день свадьбы", снятом по сценарию Виктора Розова и вышедшем на экран в 1969 году.
1969 год довольно четко ограничивает хронологические рамки такого уникального явления, как исполняемые в этой программе произведения. . БОльшая их часть написана с 1953 по 1968 годы: это годы от смерти Сталина до ввода советских танков в Прагу, в тот полный надежд и ожиданий период, которой с легкой руки Эренбурга ( ну и Тютчева) стали называть "оттепелью".
В это время на эстраде появляется новый лирический герой: это простой человек, говорящий о своих простых и маленьких радостях, о любви, расставаниях и встречах. Мелодии песен, которые поет этот герой, незатейливы, слова - бесхитростны. Но то прошлое, которое стоит за плечами героя, делает их значительными и глубокими. Этот человек выиграл войну, восстановил страну, отправил в космос первый спутник и увидел улыбку Гагарина. Это - победитель. И вот этот отсвет общей судьбы делает простые песни о том, что "милый друг, наконец-то мы вместе" явлениями большой культуры. На такое впечатление работает и драматургия программы: недаром первое отделение завершается маленькой сценической сонатой: милая и бесхитростная песня "Грустить не надо", исполненная ансамблем мелодия из фильма "Три тополя на Плющихе" и сразу же после нее - "Жди меня" Молчанова - кульминация и катарсический момент концерта.
Надо сказать, что в шестидесятые у зрителя становятся более востребованными не потрясающий вокал, а личность артиста и драматургия образа, развитие его, даже в маленькой песне. Не случайно наиболее популярные исполнители того времени Марк Бернес, Владимир Трошин и мелькнувший яркой кометой Глеб Романов по образованию - драматические актеры.
Олег Погудин решает образ своего лирического героя именно в рамках этой концепции. На нее, кстати, замечательно работает и уход артиста в баритональный регистр - его герой становится более зрелым и образ приобретает новые
краски. А о востребованности именно этого образа говорит постоянно растущее число молодежи на концертах певца.
Артист не делает эстраду полем политических битв, не осуждает, не иронизирует ( что можно услышать при исполнении советских песен нередко). Он глубоко сочувствует своим героям, сопереживает каждому из них. Даже хвастун и лодырь Коля Курочкин из фильма "Свадьба с приданым" превращается у него в повзрослевшего и справившего костюм Мишку Пряслина из трилогии Абрамова "Братья и сестры". И, пожалуй, вот эти слова - братья и сестры и становятся лейтмотивом всего концерта. Это - песни молодости наших родителей ( а для кого-то уже бабушек и дедушек). Мы все в зале - братья и сестры. По истории. По судьбе.
P.S.
"Вот так и живем, не ждем тишины" - именно этой песней начал Олег Погудин концерт, открывающий его 31-й сезон на большой сцене.
"Еще не скоро молодость да с нами распрощается" услышали мы в завершении концерта.
Так и есть.
Спасибо артисту за любовь и память.