Любовь останется
01.09.2017 15:20
Анна Сокольская
Олег Погудин с программой "Любовь останется".
29 августа 2017 года. "Меридиан".

3f5585abf07695c2b047429fa53d2b59a9474a64ad0.jpg
Чем больше пишу рецензий на разного рода концерты, тем больше убеждаюсь, что в камерном жанре одной из важнейших составляющих успеха ( или неуспеха) является отношение исполнителя к эпохе, в которой были написаны исполняемые произведения, его понимание культуры и ценностей ушедшего времени, его способность к эмпатии.
И в этом смысле исполнение песен советского периода ставит перед артистами задачи в чем-то более трудные, чем выход на сцену с классическим романсом.
Более трудные потому, что в обществе нет единого отношения к тому периоду. О чем, кстати, свидетельствуют и продолжавшиеся до февраля в соцсетях споры после прошлогоднего концерта с аналогичной программой.
А ведь на самом деле уже в названии программы "Любовь останется" четко выражено отношение артиста и к эпохе и к песням.
Эти слова - не только метафора, но и название песни, впервые прозвучавшей в фильме "В день свадьбы", снятом по сценарию Виктора Розова и вышедшем на экран в 1969 году.
1969 год довольно четко ограничивает хронологические рамки такого уникального явления, как исполняемые в этой программе произведения. . БОльшая их часть написана с 1953 по 1968 годы: это годы от  смерти Сталина до ввода советских танков в Прагу, в тот полный надежд и ожиданий период, которой с легкой руки Эренбурга ( ну и Тютчева) стали называть "оттепелью".
В это время на эстраде появляется новый лирический герой: это простой человек, говорящий о своих простых и маленьких радостях, о любви, расставаниях и встречах. Мелодии песен, которые поет этот герой, незатейливы, слова - бесхитростны. Но то прошлое, которое стоит за плечами героя, делает их значительными и глубокими. Этот человек выиграл войну, восстановил страну, отправил в космос первый спутник и увидел улыбку Гагарина. Это - победитель. И вот этот отсвет общей судьбы делает простые песни о том, что "милый друг, наконец-то мы вместе" явлениями большой культуры.  На такое впечатление работает и драматургия программы: недаром первое отделение завершается маленькой сценической сонатой: милая и бесхитростная  песня "Грустить не надо", исполненная ансамблем мелодия из фильма "Три тополя на Плющихе" и сразу же после нее - "Жди меня" Молчанова - кульминация и катарсический момент концерта. 
Надо сказать, что в шестидесятые  у зрителя становятся более востребованными не потрясающий вокал, а  личность артиста и драматургия образа, развитие его, даже в маленькой песне. Не случайно наиболее популярные исполнители того времени Марк Бернес, Владимир Трошин и мелькнувший яркой кометой Глеб Романов по образованию - драматические актеры.
Олег Погудин решает образ своего лирического героя именно в рамках этой концепции. На нее, кстати, замечательно работает и уход артиста в баритональный регистр - его герой становится более зрелым и образ приобретает новые
краски. А о востребованности именно этого образа говорит постоянно растущее число молодежи на концертах певца.
Артист не делает эстраду полем политических битв, не осуждает, не иронизирует ( что можно услышать при исполнении советских песен нередко). Он глубоко сочувствует своим героям, сопереживает каждому из них. Даже хвастун и лодырь Коля Курочкин из фильма "Свадьба с приданым" превращается у него в повзрослевшего и справившего костюм Мишку Пряслина из трилогии Абрамова "Братья и сестры". И, пожалуй, вот эти слова - братья и сестры и становятся лейтмотивом всего концерта. Это - песни молодости наших родителей ( а для кого-то уже бабушек и дедушек). Мы все в зале - братья и сестры. По истории. По судьбе.
P.S.
"Вот так и живем, не ждем тишины"  -  именно этой песней начал Олег Погудин концерт, открывающий его 31-й сезон на большой сцене.
"Еще не скоро молодость да с нами распрощается" услышали мы в завершении концерта.
Так и есть.
Спасибо артисту за любовь и память.
Добавить комментарий
03.09.2017 09:27
Светлана Сети.ру
Спасибо за чудесную и точную рецензию.
05.09.2017 21:22
Анонимно
Очень точно определены главные акценты программы. И то, что певец не иронизирует над своими героями, с открытым сердцем поет об их простых человеческих чувствах с любовью и нежностью. Для моих ровесников главное в этих песнях, то что мы с ними выросли, их пели наши родители и мы сами поем до сих пор.. и еще точно замечено переход певца в баритональный тембр, особенно в " старинной мелодии" . Песня так прекрасно прозвучала, по- моему и самому Олегу Евгеньевичу нравилось ее исполнять. Особо хочу отметить оркестр- тонкая,точная аранжировка в сочетании с голосом певца, завораживают. Огромная благодарность исполнителям и прекрасной рецензии.
06.09.2017 12:12
Анонимно
Какая тонкая и умная рецензия!Спасибо! К сожалению, концерт посетить возможности не было, но по записям на Ютубе сложилось впечатление как об очень особенном событии, имеющем историческое значение. Олег Евгеньевич обладает, помимо замечательных вокальных данных, исключительным даром глубокого понимания исполняемого материала, способностью очень правдиво и искренне, бережно и деликатно рассказать слушателям о столь непростом и неоднозначном времени, о котором я знаю лишь из рассказов бабушек и дедушек и из книг. Но песни этой программы мне очень близки и дОроги не только как воспоминание об ушедшей эпохе, но и как отражение достойнейших ценностей, к которым мы должны стремиться всю свою жизнь. И именно Олег Евгеньевич способен помочь нам обрести эту сокровищницу, среди многочисленных пустых иллюзий и лживых заблуждений. И невольно тоже возникало сравнение именно с Марком Бернесом (всех остальных я не знаю)). Безусловно, дело вкусовых предпочтений, но я люблю кофе -без сахара, людей-настоящих, а мужчин-смелых и мужественных, без фальши и подмен, а потому обязательно пойду на концерт Олега Евгеньевича!
10.09.2017 19:56
Анонимно
Написано хорошо! Концерт изумительный! А нужны ли нам рецензии???!!!
10.09.2017 20:34
Анна Сокольская
Лично Вам, уважаемый анонимный пользователь, возможно, и нет))) Хотя Вы ее зачем-то прочитали. Но есть те, которым нужны. Да и вообще, арткритика - довольно древний социальный институт.
Добавить комментарий