Красный камзол? Башмаки золотые?
27.01.2018 16:43
Анна Сокольская
Двадцать седьмого января в день рождения Вольфганга Амадея Моцарта на сцене Новосибирского театра оперы и балета  состоится премьера одноактной оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова. 

Первую оперную премьеру в обновленном зале, торжественное открытие которого состоялось 2 декабря 2017 года, представит главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев.
5c72804fceac14c9c27076ad4348075a6c8324d21b6.jpg

На камерной сцене НОВАТа Впервые будет представлена не опера в строгом смысле этого слова, а  уникальный мультижанровый проект: постановка объединит в себе музыку Н. Римского-Корсакова и саунд дизайн, классический балет и современную хореографию. В спектакле прозвучит  голос известного театрального режиссера Романа Виктюка, который специально  для новосибирской сцены сделал запись писем Вольфганга Амадея Моцарта.

«Моцарт и Сальери» – самая лаконичная опера Римского-Корсакова. Композитор посвятил ее памяти  А.С. Даргомыжского, положившего своим "Каменным гостем" начало оперным интерпретациям пушкинских "Маленьких трагедий".
Опера была поставлена на большой сцене  120 лет назад – 25 сентября 1898 года в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, с великим Федором Шаляпиным в роли Сальери и тенором Василием Шкафером, исполнившим партию Моцарта.
Как мы знаем, в основе пушкинского текста лежит легенда об отравлении Моцарта, якобы совершенном завистником Сальери, которая получила широкое распространение, однако лишена достоверности. Исторический Сальери не похож на пушкинского: у него была не «глухая слава», о которой говорит герой трагедии, а известность, в то время превосходившая славу Моцарта. Он был признанным мастером, учителем Бетховена, Шуберта и Листа.  Но, как пишут оперные критики,  вопрос о том, отравил или не отравил Сальери Моцарта, для понимания пьесы Пушкина столь же малосуществен, как и вопрос о виновности Бориса Годунова в убийстве царевича Димитрия.
В опере Римского-Корсакова центральный герой не Моцарт, а Сальери, герой Пушкина и Римского-Корсакова — не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для нее и во имя ее он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство.
Вспоминается Пастернак:
Наверно, вы не дрогнете,
Сметая человека.
Что ж, мученики догмата,
Вы тоже - жертвы века.
Первая постановка оперы  в значительной степени была обязана успехом  гению Шаляпина. Как писали современники, мимика Шаляпина была столь же выразительна, как его пение. То, что он чувствовал, слушая музыку Моцарта, выражалось на его лице. Это была немая музыка, контрапунктически накладывавшаяся на звуки Реквиема Моцарта. 
Музыкальный критик Юлий Энгель написал о созданном Шаляпиным образе: «Трудно описать правду и мощь, с которыми вдохновенная игра артиста воплотила пушкинский образ в этой суровой, крепкой фигуре, преждевременно состарившейся в своей уединенной келье над упорной музыкальной работой и напрасным стремлением достигнуть того, что без всяких трудов „озаряет голову безумца, гуляки праздного“ Моцарта. Здесь все полно жизни, здесь все захватывает, потрясает, и увлеченному слушателю остается только отдаться во власть редкого и благодатного художественного впечатления». Партия Сальери сразу же вошла в постоянный  репертуар  Шаляпина.
При этом, несмотря на очевидный успех оперы, Римский-Корсаков сокрушался, что она "несценична".
Возможно, современная версия "Моцарта и Сальери" убедила бы его в обратном.  
00a04bfac0a6ab25467aa62413fd6a5a6c82b5ec96b.jpg
По словам Вячеслава Стародубцева: «Литературный вымысел Пушкина стал основой музыкального детектива Римского-Корсакова, который и сегодня заставляет нас задуматься о нераздельной тождественности противоположностей: гений и злодейство, талант и ремесло, случай и провидение, смерть и любовь. Наш спектакль построен на соединении нескольких театральных языков, каждый из которых пытается сломать рамки и выйти в открытое пространства современного театра». В постановке будет задействован взрослый и детский хор театра, которые исполнят номера из моцартовского «Реквиема».
В заключение отметим  две вещи. Во-первых, в прошлом году Вячеслав Стародубцев поставил в НОВАТЕ посвященную памяти В.Э. Мейерхольда "Пиковую даму"
Во-вторых, сегодняшняя премьера - часть проекта "Оперный Пушкин". На протяжении всего 73 сезона НОВАТ  будет знакомить зрителей с циклом камерных опер на сюжеты "Маленьких трагедий" А.С.Пушкина.
Пожелаем творческому коллективу театра успеха.

Добавить комментарий
28.01.2018 12:31
Светлана Сети.ру
Ой, как заманчиво... Как хочется посмотреть балет... послушать оперу, ясно что, увы, без Шаляпина...
Интересно, а в Москве они будут с гастролями?
28.01.2018 12:39
Анонимно
Это надо главрежа спрашивать) Но его спектакли еще и в Петербурге идут...
28.01.2018 21:30
Светлана Сети.ру
Будем отслеживать.
09.02.2018 22:08
Анонимно
Если кто-то посмотрел...поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о шедевре?, неужели так прекрасна ( ен)? опера-балет?!
09.02.2018 22:11
Анонимно
Обязуюсь распросить...
Добавить комментарий