Чуть помедленнее
27.01.2018 17:58
Празднование юбилея Высоцкого все больше напоминает ситуацию, описанную в одном из романов Пелевина, в котором рассказывается, как срочно надо подправить историю так, чтобы в ней Лев Толстой стал примерным христианином и примирился с православной церковью. Вот и сейчас, то Высоцкий становится "лауреатом Государственной премии СССР", то его имя поднимают на щит борцы против "бездуховности молодежи", о которой с несдерживаемой слезой рассказывал на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Гоша Куценко, то сделают из него слугу Отечества, то, наоборот, начнут муссировать алкогольные и наркотические проблемы, то ударятся в изучение его генеалогии, как Захар Прилепин, да так старательно, что уже хочется бежать с успокоительным, читать вслух пушкинскую "Мою родословную" и говорить, поглаживая плечу сторонника чистоты расы: " Ну такая вот судьба у российской словесности. Главный поэт так вообще негр".
На своих концертах Высоцкий говорил: "Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают…"
25 января спектакль о Высоцком был сыгран в Кремле.
25 апреля в концертном зале Россия будет сыгран мультимедийный спектакль "Я жив! Снимите черные повязки". Оркестры, гламурные фото, марши...
Тут уже и Достоевский вспоминается с тем, что "широк русский человек, надо бы сузить" и Бердяев, отметивший склонность русского народа к оргиям с хороводами.
Кажется, сделано уже все, чтобы оттолкнуть от Высоцкого молодежь и превратить его в памятник.
Но молодежь упорно этому сопротивляется. И , похоже, по той причине, что мы, наконец, получили поколение людей, привыкших читать тексты, а не мнения о них, слушать подлинные записи, а не каверы и переделки.
И вот тут-то оказывается, что Высоцкий не так прост, как кажется "задушевникам" старшего поколения.
Современникам Высоцкого крайне мешала его доступность ( "друзей Володи" у нас не меньше тех, кто поколение раньше нес с Лениным бревно) и то, что Петр Вайль назвал фольклорностью, проявляющейся, как казалось тогда, в цыганщине черных очей, мчащихся коней, появляющейся в текстах сказочной нечисти.
Теперь фолькрность оказалась блоковскими мотивами, тройки и очи были названы базовыми концептами, а нечисть - архетипическим персонажами.
И как-то вдруг оказалось, что Высоцкий обладал блестящей стихотворной техникой, что играл в непростых и немассовых фильмах непростых режиссеров типа Киры Муратовой и Геннадия Полоки.
Что в "Коротких встречах" его музыка соседствует с музыкой Олега Каравайчука, что совсем уж "кино не для всех".
( Бесстрашное музыкальное издательство "Бомба-Питер" сейчас выпустило диск Каравайчука "MASSAGETEA/MUSAGETES" (15 вальсов, о которых неизвестно ничего, кроме сюжета. Балет в 10-ти сценах, в которых либретто не раскрывает сюжет). Можно послушать и убедиться: это должно лежать под подушкой и каждого хипстера.)
Похоже, что сейчас с Высоцким происходит тоже, что с Есениным, который из "любимого поэта алкоголиков" превратился в со временем в крупного автора Серебряного века.
Только не надо насаживать его как картошку.
Чуть помедленнее.
P.S. А мероприятий интересных много.
Например, выставка "История Легенды. Шемякин и Высоцкий" в Altmans Gallery. В экспозиции - серия авторских эстампов Михаила Шемякина к стихам и песням Владимира Высоцкого, а также личные вещи поэта, архивные фотографии.
Или выставка фотографий Валерия Плотникова в театре Ермоловой.
Сходите.
.