Во дни печальные Великого поста
13.02.2018 17:18
По словам религиозного философа Георгий Федотова, духовные стихи - это то, в чем воплотился "религиозный гений нации". Эти стихи возникли как поэтическое и искренее освоение народом христианского вероучения. Самый старший по времени стих — "Плач Адама" — был известен еще в XII в, а массовое распространение духовных стихов, по мнению ученых, начинается с XV в.
Духовные стихи делятся на два типа: «старшие» и «младшие». «Старшие» — это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, об Иосифе Прекрасном, Егории Храбром, князе Ефимьяне, об Алексии, человеке Божием), они близки к былинам. «Младшие» же отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши, а впоследствии и духовной поэзии русских поэтов.
Первоисточник духовных стихов — христианская каноническая литература, но там встречаются и апокрифические мотивы. Они испытали воздействие разных видов древнерусской книжности: Библии (Ветхого и Нового завета), житийных и нравоучительных повестей, "чудес" и проч.
Хотя многие исследователи и отмечали, что выраженная в этих стихах русская народная вера не полностью соответствует многим догматам православия ( как писал в середине XIX в. известный историк Н. И. Костомаров писал: " Славянская натура вырывалась из византийской рамки, в которую ее старались заключить"), они остаются глубинно христианскими по сути, по духу и по взгляду на мир.
Противопоставления добра и зла, правды и кривды, праведности и греха являются внутренней пружиной, разворачивающей сюжет духовных стихов.
Этическая оценка в духовных стихах не только является преобладающей, но захватывает территорию, принадлежащую обычно другим видам оценки, в первую очередь эстетическую. Так, слово «прекрасный» прилагается в духовных стихах к ограниченному числу объектов: это рай и пустыня, иногда сад в пустыне и, конечно, Иосиф Прекрасный. Нетрудно заметить, что все прекрасное этически совершенно. Прекрасное противостоит прелестному и злому: прекрасная мати-пустыня, где спасается человек, противопоставлена прелестному, злому и грешному миру. Духовные стихи в поэтической форме излагают христианское умение о добре и зле: они являются своеобразным учебником народной этики.
С началом эпохи Просвещения народная духовная поэзия постоянно обогащалась мотивами и образами русской классики. Ведь все, кто внимательно вчитывался в русскую классику - поэзию или прозу - поражались обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов. Русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти забытых, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания - характерны для нашей поэзии на протяжении всего времени ее существования.
25 февраля в Светлановском зале ММДМ народный артист России Олег Погудин представляет свою программу "Молитва".
( Фото с официального сайта артиста http://www.pogudin.ru/ )
Ее основой являются духовные стихи иеромонаха Романа - выдающегося православного поэта современности, продолжателя многовековых традиций русской духовной поэзии..
Валентин Распутин писал о них: "В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы её обретения..."
Одной из частей программы является исполнение поэтическое переложения на современный язык Великий канона святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже».
Сто лет назад в своей работе, посвященной духовным стихам, Г. Федотов написал: «Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков».
Стихи духовные, в которых выражается религиозная душа народа, живут во времени, в истории, подобно музыкальному произведению, они чутко реагируют на время, говоря и о насущном и о вечном.
По старой, почти тысячелетней традиции, духовные стихи всегда исполнялись в пост.
Продолжением этой традиции и является концерт Олега Погудина "Молитва".