Начиная с жившего в начале двенадцатого века игумена Даниила, русские паломники не раз описывали Святую Землю. "Хождение" стало очень популярным, известно около 150 его списков - "тираж" по тем временам немалый. А в семнадцатом веке о своем путешествии рассказал костромич Василий Полозов. Подробное описание иерусалимских святынь оставил и Арсений Суханов, который по повелению Никона, задумавшего строительство «Нового Иерусалима», составил для него отдельный список тех частей своего «Проскинитария», который касаются Святых мест. Описание Арсения очень подробно, он даже рассказывает об отсутствии в Гробнице Богоматери икон, потому что посещающие её турки, не позволяют их там иметь. «и для того образов тут не держат, понеже турки образов ни которых не любят, ругаются им и разбивают их».
Надо сказать, что очень много описаний Иерусалимских святынь, распространенных в России, были переводами с записок греческих паломников. Они не отличались пространностью и рассказывали о памятниках архитектуры , например, так : «Там как бы на вержение камня находится лестница, по ней сходишь во двор и там другая лестница. Там находится красивая дверь, поставлено 8 красивых, белых прекрасных колонн. Есть и красивая, широкая мраморная лестница в 50 ступеней, а под землею построен красивый и прелестный храм» или так:
«От Иерусалима на запад гора Елеонская и Гефсимания, где гроб Пресвятой Богородицы. Храм этот частью под землею и ведут вниз 45 ступеней, посреди храма кувуклий и в нем гроб Богородицы. Висят 16 неугасимых лампад. Есть запертая дверь, отсюда должна выйти вторая огненная река, которая соединится с другою в колодце Иакова. Этот храм с куполом, и красивые ворота имеют 6 колонн».
(Вербное воскресенье в русской церкви апостола Петра и праведной Тавифы в Тель-Авив-Яффо.)
Современным тревел-блогерам и легче и труднее. С одной стороны - у них в руках фотоаппараты и камеры, а с другой - читатель стал придирчивее: современные люди видели гораздо больше своих предков.
В этой ситуации особенно важным и интересным становится авторский взгляд писателя или фотографа. Мы ждем от описания места, особенно если это не просто точка на карте, а Святая Земля, не объективности и протокольности, а субъективного человеческого взгляда. Именно авторский взгляд и делает такими живыми и трогательными представленные на выставке фотографии.
Спасибо интересная статья. С. Б.