ПОД МУЗЫКУ БАРОККО
29.03.2018 20:11
Анна Сокольская
Первого апреля в Архиповской музыкальной гостиной состоится концерт флейтиста, профессора Венского университета музыки и исполнительского искусства, лауреата международных конкурсов Карстена Эккерта и лауреата международных конкурсов, преподавателя Московской консерватории Александры Кореневой (клавесин).
25d2eddbe59d4566dbfdb9f2d524305abd1e36bcd75.jpg
Перед концертом Александра любезно согласилась ответить на вопросы нашего издания.
-Александра, не могли бы Вы немного рассказать Вашим потенциальным слушателям о клавесине?
Клавесин - это клавишный музыкальный инструмент с принципиально другой, отличной от всех остальных клавишных механикой и, как следствие, совершенно другим звуком...
- Иногда кажется, что это - предок рояля...
- Это просто другой инструмент, он совсем не рояль - насколько это вообще возможно, и это очевидно любому, кто хоть раз его услышит. И именно поэтому его надо слушать. Так же, как надо слушать флейту и скрипку. Или заглядывать в музеи. Или читать.
- Как бы Вы определили: что такое "историческое исполнительство"?
Для меня лично историческое исполнительство - это возможность узнать что хотел от меня композитор и сделать по-своему, но основываясь на этих знаниях. Есть разница между незнанием и собственным прочтением, она огромна. При этом я совсем не зашорена на своде правил и канонов и часто нарушаю их. Я, наверное, в какой-то мере авангардист среди аутентистов, если можно так сказать - многие вещи, которые я делаю, не нравятся обоим лагерям - академисты считают их слишком аутентичными, аутентисты - не соответствующими написанному в трактатах. Для меня всегда правильно то, что красиво - красиво по моим представлениям, естественно. Даже если оно не по правилам. Однако для того, чтобы иметь свои представления, важно сначала повариться в представлениях людей, которые эту музыку написали. Должна быть база, должно быть понимание. Нам же не придет в голову спрашивать семилетнего малыша о его трактовке «Мефисто-вальса» Листа, верно? Он еще клавиши с трудом нажимает. Так и тут. Главная загвоздка в том, что людям с годами, даже десятилетиями музыкального образования за плечами и вполне состоявшимся авторитетом очень непросто признать себя семилетними малышами, хотя по сути они ими и являются - это тот пласт знаний, который не был доступен даже моему поколению, что уж говорить о людях, которые меня старше.
- Мне остается только добавить, что интерес к "аутентичному" или "историческому" исполнительству возник в так называемую эпоху национального романтизма. Романтическое увлечение самобытной древностью, казалось, стремилось опровергнуть мнения прагматиков о необходимости безупречного следования логике и канону. Главной ценностью стала образная целостность произведения. Это привело одновременно и к украшения Собора Парижской Богоматери химерами, которых там никогда не было, и к возвращению в музыкальную жизнь почти забытых инструментов. При этом исполнитель-аутентист должен уметь интерпретировать старинный нотный оригинал, и его интерпретация при этом нередко понимается не столько как «озвучивание нот», сколько как живое «пересочинение» музыки. Услышим ли мы все это на вашем концерте 1 апреля?
- Оооо, слушателей ждет много сюрпризов. В основном, кстати, не от меня, а от Карстена. Он собрал очень любопытную программу, где перемежаются старинные вещи с клавесином и современные, которые он играет на очень разных флейтах - начиная от самой маленькой пиколки (эта вещь, кстати, идет с малюсеньким спинеттино - настолько маленьким, что его можно с собой в кафе захватить) и заканчивая огромной флейтой Питцольда, для которой даже пришлось брать лишнее место в самолете, чтобы ее привезти. Кроме того, некоторые вещи идут с использованием весьма атмосферных фонограмм. Мне кажется, это как раз такой микс аутентизма с авангардом, который люблю я , и который будет интересен слушателям.
Так что помимо необычной программы, можно будет посмотреть/послушать/потрогать целый набор всяко-разных инструментов, часть которых у нас просто вообще нигде не представлены. В некотором роде это небольшой современный музей на выезде. Привозная звучащая выставка.
22d7a68da51f1bb7e5e0ea05ce37315abd1e3e21120.jpg
( Абрахам Босс. Пять чувств)
- Спасибо. Будем ждать концерта.
Добавить комментарий