ТОМАС ХЭМПСОН В МОСКВЕ
04.05.2018 20:15
Перед исполнителем, выступающим в другой стране, всегда стоит нелегкая задача. Ему необходимо проплыть между Сциллой необходимости демонстрации своих вокальных и актерских возможностей в репертуаре уровня must can и Харибдой желания ознакомить публику с национальной музыкальной культурой.
Обычно гастролеры идут по первому пути, предлагаю слушателю стандартный набор из арий Верди, Пуччини, Доницетти и невянущими хитами на бис. По такому принципу были построены концерты практически всех оперных звезд, услышанных мной в последние годы: Джозефа Калейя, Хуана Диего Флореса и других.
Томас Хэмпсон же рискнул представить публике концерт под названием "American spirit", на 80% составленный из музыки американских композиторов. Вряд ли этот выбор можно было бы назвать идеальным для обычного афишного концерта, но в рамках фестиваля "Опера Априори", призванного расширить представление московских слушателей об истории оперы, тенденциях ее развития, ее многообразии в целом, это - несомненно интересное решение.
Прозвучавшее в первом отделении сочинение Майкла Доэрти "Письма от Линкольна" с одной стороны умилило своей безыскусностью, особенно в плане оркестровки ( струнные "отвечают" за эмоции, духовые - за патриотизм), с другой порадовало точно выстроенной драматургией. Начав с фрагмента под названием "Погребальный поезд Линкольна" певец вместе с композитором подводят слушателя к эмоциональной кульминации и катарсису в финале, связанному со знаменитой Геттисбергской речью.
Слова Линкольна:"Давайте посвятим себя великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся ещё большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянёмся, что смерть их не окажется напрасной, что наша Богом хранимая нация обретёт возрождённую свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли", - прозвучали в исполнении артиста достойно, прочувствованно и с уместным здесь пафосом.
Во втором отделении Хэмпсон сначала предстал перед публикой в новой ипостаси, продирижировав тремя танцами Бенрнстайна из мюзикла "Увольнение в город", а затем обратился к творчеству Коула Портера.
Надо сказать, что в американской музыкальной культуре есть понятие American Songbook, корпус песен, созданных с 20-х по 60-е годов XX века такими композиторами, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Харольд Арлен, Коул Портер, Ричард Роджерс, Ирвинг Берлин и другими. Это - золотой запас американской песни – их исполняли и исполняют до сих пор все певцы, желающие занять свое место на эстраде.
При этом Коул Портер считается в истории американской музыки крайне необычным и вызывающим противоречивые чувства композитором с одной стороны и автор многочисленных "золотых" стандартов - с другой.
Знаменитая польская писательница Мария Кунцевич, автор романа "Чуземка", посвященного музыке и музыкантам, писала в тридцатых, что джазовые композиции Портера напоминают песни дикаря, незнакомого с условностями нашего времени и говорящего языком открытой страсти.
За прошедшее время мы стали смотреть на американский джаз спокойнее, но тем не менее пряно-чувственная аура портеровских композиций никуда не делась, что и было замечательно проиллюстрировано мистером Хэмспоном, заслужившим за продемонстрированный им в этих композициях шарм и лукавую улыбку от одного из рецензентов эпитет "Дон Жуан Донжуанович".
Очень интересно было наблюдать за взаимоотношениями певца с оркестром. В некоторые моменты казалось, что у Валентина Урюпина свое видение исполняемого ( в первую очередь Бернстайна), а в некоторые они с Хэмсоном выглядели как давние единомышленники.
В целом концерт оказался несомненно интересным как меломанам со стажем, так и тем, кто просто захотел познакомиться с американской музыкой.
Американская душа артиста щедро дарила слушателям свои богатства и они отвечали признательными аплодисментами.