Балетный "Оскар" вручен!
07.06.2018 21:17
Пятого июня в Москве был вручен международный балетный приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dansе), известный в мире как «Балетный Оскар». Он ежегодно присуждается за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год.
Приз «Бенуа де ла Данс» учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне — Международный союз деятелей хореографии).
С первого дня существования программы ее художественным руководителем и председателем жюри стал Президент Международного союза деятелей хореографии, легенда отечественной хореографии Юрий Григорович. А статуэтку-приз создал известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа и сын сэра Питера Устинова .
В числе 26 номинантов этого года были солисты 13 ведущих танцевальных коллективов мира. а
в состав жюри вошли Юрий Григорович, Элеонора Аббаньято, Самюэль Вюрстен, Николя Лё Риш, Дэвид Макаллистер, Тамара Рохо, Борис Эйфман, Нора Эстевес.
В этом году конкурс впервые прошел без личного присутствия Юрия Григоровича, его место занял Борис Эйфман, который на предфестивальной пресс-конференции сказал, что "Бенуа де ла Данс" - очень важное событие, поскольку дает возможность увидеть то, что происходит сегодня в мире танца. И хотя каждый член жюри выдвигает своего номинанта, мы надеемся быть объективными и наградить самых достойных победителей".
На мой вопрос о том, что же важнее сейчас для балета: сохранение традиций или новизна и эксперименты, Борис Яковлевич ответил, что важнее всего искусство, и внимания заслуживает любой художественный поиск, приведший к достойному результату.
Надо сказать, что по тому, как Эйфман отвечал на вопросы других журналистов, например о наиболее близкой ему любовной истории, которой он назвал "Анну Каренину", у меня сложилось впечатление, что его симпатии отданы "Анне Карениной" Джона Ноймайера.
Однако почти все награды собрал балет Большого театра «Нуреев»: лучшая работа хореографа — Юрий Посохов ( уже получавший этот приз за "Героя нашего времени"), лучшая роль танцовщика — Владислав Лантратов, лучший композитор — Илья Демуцкий ( так же отмеченный за "Героя нашего времени") и лучший сценограф — Кирилл Серебренников. Чисто теоретически и Серебренников и Нуреев представляют то направление в балете, которое критики называют театральным.
( Памятник Жуану Кабралу де Мело Нето)
Призом был отмечен мексиканец Исаак Эрнандес за роли Базило в «Дон Кихоте» (Балет Римской Оперы) и Джеймса в «Сильфиде» (Английский национальный балет).
«Это первый приз Бенуа, который отправится в Мексику к моим родным«, — говорит танцовщик, который обучался у своего отца, и стал первым приглашенным мексиканцем в Мариинском театре и Парижской Опере. сам Эрнандес основал организацию Releve, которая дает возможность мексиканским детям заниматься балетом бесплатно.
Приз за лучшую роль танцовщицы получила Сэ-Ын Пак за главную партию в «Бриллиантах» Баланчина ( Балет Парижской национальной оперы).
Приз «За жизнь в искусстве» в этом году присудили Наталии Макаровой и Сильви Гиллем
2018 год - особый для русского балета. В этом году ему исполняется 280 лет, а знаменитому русскому хореографу Мариусу Петипа - 200. Так что выбор темы для благотворительного концерта был однозначен. "Петипа посвящается или классика глазами современных хореографов" - таким стало название прошедшего в Большом театре 6 июня благотворительного гала-концерта лауреатов приза разных лет. Четыре московских премьеры и четыре мировых были представлены в этот вечер на сцене Большого.
Глядя на эти премьеры можно сказать, что современный балет отличается от классического в первую очередь иной структурой пластического текста, он расширяет спектр танцевальных движений, более свободно их интерпретирует.
К тому же в балет властно вторгаются контекст и подтекст, он становится все более насыщен некими культурными символами и алллегориями.
Приз «Бенуа де ла Данс» учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне — Международный союз деятелей хореографии).
С первого дня существования программы ее художественным руководителем и председателем жюри стал Президент Международного союза деятелей хореографии, легенда отечественной хореографии Юрий Григорович. А статуэтку-приз создал известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа и сын сэра Питера Устинова .
В числе 26 номинантов этого года были солисты 13 ведущих танцевальных коллективов мира. а
в состав жюри вошли Юрий Григорович, Элеонора Аббаньято, Самюэль Вюрстен, Николя Лё Риш, Дэвид Макаллистер, Тамара Рохо, Борис Эйфман, Нора Эстевес.
В этом году конкурс впервые прошел без личного присутствия Юрия Григоровича, его место занял Борис Эйфман, который на предфестивальной пресс-конференции сказал, что "Бенуа де ла Данс" - очень важное событие, поскольку дает возможность увидеть то, что происходит сегодня в мире танца. И хотя каждый член жюри выдвигает своего номинанта, мы надеемся быть объективными и наградить самых достойных победителей".
На мой вопрос о том, что же важнее сейчас для балета: сохранение традиций или новизна и эксперименты, Борис Яковлевич ответил, что важнее всего искусство, и внимания заслуживает любой художественный поиск, приведший к достойному результату.
Надо сказать, что по тому, как Эйфман отвечал на вопросы других журналистов, например о наиболее близкой ему любовной истории, которой он назвал "Анну Каренину", у меня сложилось впечатление, что его симпатии отданы "Анне Карениной" Джона Ноймайера.
Однако почти все награды собрал балет Большого театра «Нуреев»: лучшая работа хореографа — Юрий Посохов ( уже получавший этот приз за "Героя нашего времени"), лучшая роль танцовщика — Владислав Лантратов, лучший композитор — Илья Демуцкий ( так же отмеченный за "Героя нашего времени") и лучший сценограф — Кирилл Серебренников. Чисто теоретически и Серебренников и Нуреев представляют то направление в балете, которое критики называют театральным.
( Фрагмент из балета "Нуреев". В ролях- Владислав Лантратов и Денис Савин. Фото Михаила Логвинова)
А вот бразильский хореограф Дебора Колкер, отмеченная призом за постановку «Собака без перьев», несомненно авангардист.
( Фото Deborah Colker Company)
Литературной основой для балета стала поэма бразильского поэта Жуана Кабрала де Мело Нето "Собака без перьев", в которой говорится о бедняках, живущих у бразильской реки Капибарибе. Образ «собаки без перьев» — это образ реки и населения ее окрестностей. В балете звучат африканские и индейские мелодии, а визуальный ряд дополнен изображениями змей и лиан.
( Памятник Жуану Кабралу де Мело Нето)
Призом был отмечен мексиканец Исаак Эрнандес за роли Базило в «Дон Кихоте» (Балет Римской Оперы) и Джеймса в «Сильфиде» (Английский национальный балет).
«Это первый приз Бенуа, который отправится в Мексику к моим родным«, — говорит танцовщик, который обучался у своего отца, и стал первым приглашенным мексиканцем в Мариинском театре и Парижской Опере. сам Эрнандес основал организацию Releve, которая дает возможность мексиканским детям заниматься балетом бесплатно.
Приз за лучшую роль танцовщицы получила Сэ-Ын Пак за главную партию в «Бриллиантах» Баланчина ( Балет Парижской национальной оперы).
Приз «За жизнь в искусстве» в этом году присудили Наталии Макаровой и Сильви Гиллем
2018 год - особый для русского балета. В этом году ему исполняется 280 лет, а знаменитому русскому хореографу Мариусу Петипа - 200. Так что выбор темы для благотворительного концерта был однозначен. "Петипа посвящается или классика глазами современных хореографов" - таким стало название прошедшего в Большом театре 6 июня благотворительного гала-концерта лауреатов приза разных лет. Четыре московских премьеры и четыре мировых были представлены в этот вечер на сцене Большого.
Глядя на эти премьеры можно сказать, что современный балет отличается от классического в первую очередь иной структурой пластического текста, он расширяет спектр танцевальных движений, более свободно их интерпретирует.
К тому же в балет властно вторгаются контекст и подтекст, он становится все более насыщен некими культурными символами и алллегориями.
( Фрагмент из балета "Кармен" в постановке Виктора Ульяте. В ролях - Люсия Ласкара и Хосуэ Ульяте)
Теперь это - сложный многоуровневый текст: современный и барочный ( а ведь именно культура барокко была насыщена метафорами и аллегориями) одновременно. В культурологии принято считать, что современный балет принадлежит к новому типу культуры - рефлексированному нетрадиционализму. Балетная ткань превращается в нем, как, например, в "Па де Петипа" Ксении Зверевой или "Кармен" Виктора Ульяте, в сложный и затягивающий зрителя как водоворот гипертекст.
И, надо сказать, что зрители нисколько не были против таких экспериментов и приветствовали танцоров горячими аплодисментами, лишний раз подтвердив, что, несмотря на солидный возраст, балет остается искусством живым и актуальным.
И, надо сказать, что зрители нисколько не были против таких экспериментов и приветствовали танцоров горячими аплодисментами, лишний раз подтвердив, что, несмотря на солидный возраст, балет остается искусством живым и актуальным.