Что наша жизнь? Игра!
21.07.2018 17:28
Анна Сокольская
Как бы отреагировали вы, дорогие читатели, увидев вот такую афишу? 
98504cd4afa0af5ed81e70913b9b3e5b534392ada66.jpg
На столбе висит лауреат многих международных конкурсов, преподаватель консерватории, член шопеновского общества Санкт-Петербурга Олег Вайнштейн, а рядом радуется жизни певец и оперный режиссер, носитель награды «За заслуги перед польской культурой» Андрей Свяцкий.
Что же заставило таких серьезных артистов предстать перед нами в образах Петрова и Васечкина?
Как оказалось - концерт. 25 июля 2018 года они представляют в Петербурге программу «От улыбки станет всем светлей».
Ну а я со всей серьезностью спрашиваю: «Как вы оба дошли до жизни такой? И существует ли вообще профессиональный юмор, юмор музыкантов?»
- Андрей Свяцкий. Невозможно относится уж очень серьезно к классической музыке или хорошей эстраде, потому что в настоящем искусстве всегда присутствуют воздух, свет и тень, и воспетая Пастернаком простота. ...я бы сказал доступность и человечность. Если это есть, то обязательно возникнет и юмор. Кто-то со мной может не согласиться, но точно это будет не Станиславский. Потому что то, что мы делаем, всегда несет в себе театральный элемент, это всегда игра. Так же как невозможно к себе слишком серьезно относиться, так же невозможно относиться слишком серьезно к своему делу. И это ничего общего с неуважением не имеет. Поэзия, как сказал Пушкин, должна быть немного глуповата. Мы тоже не хотим выглядеть слишком умными. Иногда это опасно. Когда мы с Олегом общаемся, музицируем, да и просто беседуем за чашкой чая, то всегда шутим. И над собой, и над какими то ситуациями. Переделываем тексты песен в шутку, любим пародии. Это как то естественно происходит и очень захотелось этим поделиться со зрителями. Олег в этом смысле очень легок на подъем. И всегда радуется возможности пошутить на сцене и в жизни. Но должен сказать, что мы никогда ничего и никого не высмеиваем. Эти шутки не бывают злыми, скорее мы пародируем или утрируем ту или иную ситуацию…
- А я вот думаю о том, что Пушкин работал над текстами так тщательно, что разборка его черновиков стала отдельным направлением в пушкиноведении.
Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не решился беспокоить великого поэта.
Чайковский стеснялся записываться на фонограф и выходить на поклоны.
Чехов говорил, что готов стоять почетным караулом у крыльца дома, в котором живет Чайковский.
Северянин пришел на концерт Вертинского, но постеснялся зайти к нему в антракте, ведь артист отдыхает.
Вертинский от волнения не мог петь при Рахманинове.
Рахманинов безумно переживал за каждое свое сочинение: понравится ли публике.
Бродский называл свои стихи безделками...
Зато теперь пользователи соцсетей пишут не меньше, чем "эссе" и "размышления", а свои комментарии на чужих страницах зовут "публикациями".
На этом фоне любая шутка над собой выглядит проявлением кроме всего прочего трезвости мысли и адекватности самооценки…
- Олег Вайнштейн. Добавлю еще, что концерт познакомит зрителй со многими знаменитыми личностями, актёрами, певцами и композиторами, которые так или иначе были связаны с семьёй Андрея ( Отец Андрея – Святослав Павлович Свяцкий был выдающимся переводчиком-полонистом и в его доме собиралось множество интересных людей. А.С.). С моей стороны будут музыкальные коллажи. Вроде "танца маленьких, но злых лебедей"…Мы хотели сделать программу камерную, впускающую в творческую мастерскую художника, но при этом веселую.
- Андрей, Вы показываете спектакль по песням и письмам Александра Вертинского, в котором участвуют куклы? Иногда это смешно, иногда бесконечно печально. А как вообще возникла такая идея?
- Андрей Свяцкий. Эта идея родилась, когда меня попросили сделать программу, посвященную песням Вертинского. А я тогда подумал, что это совсем не мой автор. Слишком саркастический, что ли. Это с одной стороны, с другой - уж очень он ярок, и есть соблазн просто начать его копировать. Но у него очень интересная особенность, он пишет песни от лица разных персонажей. Часто неожиданных. И таким образом он продолжает и развивает тему "маленького человека". Мне показать это помогают куклы, не зря же Вертинский в начале своей карьеры представал в в образе куклы Пьеро.
- Да. Я сразу вспомнила Анненского:
"Бывает такое небо,
Такая игра лучей,
Что сердцу обида куклы
Обиды своей жалчей.
- Андрей Свяцкий. А я процитирую Вертинского:
Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство мое, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло.
 И этим для меня Вертинский стал близок. Как, наверное, в любом большом художнике мы можем найти " свою" тему, так и Вертинском я нашел для себя что-то близкое и созвучное. И это близкое я показываю зрителям с помощью кукол.
- А конец стихотворения помните?
И, меняя легко свои роли и гримы.
Растворяясь в печали и жизни чужой,
Я свою — проиграл, но зато Серафимы
В смертный час прилетят за моею душой!
Но давайте вернемся к нашей теме: каковы вообще границы смеха в искусстве?
- Андрей Свяцкий. Уж коль мы заговорили о Вертинском, то вспомним его «Концерт Сарасате». Как он прибежал с сжатыми кулаками в гримёрку и потом обессиленный упал в кресло и сказал: "Я не буду, слышите, не буду"...песня эта , правда, не очень смешная. Хотелось бы, чтобы юмор шел из сердца...из лучших побуждений. Что касается эстетики, то я считаю, что юмор основанный на физиологии, это то, что выходит за рамки искусства. Кроме того, этика тоже должна присутствовать. Нужно шутить так, чтоб никому больно не сделать....Наверное, это и должно стать границами.
- Шутить так, чтобы никого не обидеть, задача практически нереальная. Хотя определенные правила конечно сформулировать можно. Нельзя шутить над тем, что человек не в силах изменить: над возрастом, над болезнями. Что же касается Вертинского, то про его иронически-трагическую поэзию в контексте Серебряного века пишутся диссертации. Об этом ведутся серьезные дискуссии. Но в том, что юмор в музыке и сопредельных жанрах существует и он многолик – нет никакого сомнения. Перу композиторов оказываются подвластны безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм. Стравинский, например, использовал в своем «Петрушке» шарманку и фрагменты городских романсов, таких как «Под вечер осенью ненастной». Неожиданность этих включений создавала комический эффект... То, что Андрей и Олег умеют шутить не хуже Стравинского, Прокофьева или Шостаковича, я не сомневаюсь.
17b06a86f3d34fe46203d7ad2fbb7a5b53439fea9cd.jpg
А зрители смогут в этом убедиться уже 25 июля.

Добавить комментарий