«Хитрость иконную, — читаем мы в одном источнике XVII века, — …изобрете ни Гигес Индийский, … ни Полигнот, … ни египтяне, ни коринфяне, хияне или афиняне, … но сам Господь,… небо украсивший звездами и землю цветами в лепоту.» Именно эта цитата вспоминается про посещении Музея русской иконы, который был создан в 2006 году по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого подтвержден включением его в международную организацию IСOM (International Council of Museums) и Союз музеев России.
С 2011 года музей располагается в двух накрытых атриумом особняках XIX – начала XX века на Таганском холме (на Гончарной улице), реконструированных и специально оборудованных для экспонирования и хранения памятников. Ныне Музей русской иконы – не только самое крупное в России и значительное по уровню произведений частное собрание, насчитывающее около 5 000 экспонатов, но, безусловно, самое широкое по охвату материала. Оно включает раннехристианские и византийские древности VI–XIV веков, некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны; греческие памятники; а также целый музей эфиопской христианской культуры. Основу коллекции составляет около 1 000 произведений русской иконописи, которые отличаются многообразием иконографии, высоким художественным уровнем и широким временными рамками. Эту информацию нам сообщает официальный сайт музея. За строками деловой информации остается другое. Во-первых, огромный труд по поиску икон, их реставрации, возвращению их в культурный обиход. Так, например, один из представленных в музее иконостасов использовался немецким коллекционерам как основа для библиотеки, попросту говоря, служил декоративными дверцами большого книжного шкафа.
(Спасенный иконостас) Во-вторых, серьезная творческая работа по организации выставочного пространства. Наше время изменило отношение ко многим объектам культуры и искусства. Опера и балет, считавшиеся 50 лет назад, оплотом консерватизма уже давно стали местом самых смелых экспериментов, а "греческие залы" - площадками для развития методик "новой визуальности". Оказалось, что возможности для экспериментов практически безграничны. Но в описываемом случае создатели экспозиции оказываются в рамках, которые задает двойственная природа иконы: как сакрального объекта и как художественного произведения. Этот объект нельзя разъять, подвесить вверх ногами и даже поместить в неподходящий контекст. Что же можно с ним сделать? Во-первых, можно продуманно и неожиданно представить материал, создав, например, в одном из залов экспозицию "Русская архитектура в иконе" или выставив подлинную старообрядческую молельню, привезенную из-под Вышнего Волочка, и заново по бревнышку собранную в музейном помещении.
Во-вторых, можно творчески поработать с развеской и со светом, создав, например, в зале икон конца семнадцатого-восемнадцатого века потрясающее по силе воздействия пространство, ослепляющее алым цветом и буквально втягивающее в себя зрителя, как огромная воронка. При входе в этот зал сразу вспоминается, что Е.Н.Трубецкой назвал икону "умозрением в красках".
В.Н. Лазарев, один из крупнейших исследователей русской иконы, писал: "Уже в XIII--XIV веках в иконах-примитивах пробивается стихия чистого цвета, прежде всего ярко-красная киноварь. Византийцам это должно было казаться варварством. Мир византийских икон пребывает в таинственной мгле, из которой не в силах его извлечь даже блеск золота. В русских иконах фигуры благодаря красному фону становятся осязаемыми. В Новгороде открытый цвет дается прямолинейно и даже грубовато. В московских и среднерусских иконах больше тональности. Во всяком случае русская икона выходит из полумрака и вступает в ясный земной мир.»
( Святой Николай Мирликийский. Икона четырнадцатого века - одна из старейших в экспозиции) И, в-третьих, можно найти изюминку, то, чего не будет в экспозициях других музеев. И здесь изюминкой несомненно является коллекция эфиопского христианского искусства. Между берегом буйного Красного Моря И Суданским таинственным лесом видна, Разметавшись среди четырех плоскогорий, С отдыхающей львицею схожа, страна, - писал Николай Гумилев. Эфиопская церковь является одной из древнейших. Согласно Новому завету христианство пришло в Эфиопию в первом веке от Апостола Филиппа. История христианства ( и христианского искусства) Эфиопии - долгая и драматичная. Она знает и привычные нам образы Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, и своих подвижников - крылатого Таклу Хайманота и окруженного львами и гепардами Габру Манфасу Кеддусу. В музее можно увидеть и их изображения и историю Соломона и царицы Савской, нарисованную на козьей шкуре, и пасхальные страусиные яйца и магические свитки.
( Магический свиток) Их появление относится еще к IV веку и связано с искусством Восточного Средиземноморья. Набожные эфиопы носили на теле или вешали себе на шею талисманы в виде свернутых кусочков пергамена с именем Иисуса Христа и текстом защиты от злых сил. С самого раннего времени эфиопская традиция считала причину любой болезни человека вмешательством в его жизнь всякого рода демонов, поэтому местная медицина в своей практике всегда прибегала к силе слова, изгоняя зло из его тела и души. Эфиопские христиане хранили в доме магические свитки, которые разворачивали в случае болезни, но для чтения написанных на них текстов – фрагментов из Библии, истории святого Сисиния, охранительных молитв, – в дом приглашали священника. Интересно, что особенно часто заказчиком таких магических свитков выступали женщины, а длина самого пергамена соответствовала их росту. В музее читаются лекции и проводятся концерты, информацию о которых можно узнать на сайте http://new.russikona.ru/ К Новому году в музее традиционно появится календарь, а в 2019 году откроется выставка, посвященная проблемам атрибуции и подделкам в иконописи. Вход в музей свободный. Выходной - среда. Автор благодарит сотрудников музея за гостеприимство и внимание к прессе.