Связь человека с местом его обитания загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. ( Петр Вайль)
Именно постижению гения места и посвящен проект "Русскому гению", реализуемый народным артистом России Олегом Погудиным в рамках гранта Президента РФ. Его цель - создание программ, связанных с творчеством русских поэтов и представление их в музеях усадьбах, принадлежащих авторам или непосредственно связанных с их жизнью. Двадцать пятого августа в музее-усадьбе Н.А. Некрасова Карабиха в рамках этого проекта артистом была показана программа "...чу, песня! знакомые звуки!..." Вдали от всех парнасов, От мелочных сует Со мной опять Некрасов И Афанасий Фет,
- написал в годы оттепели Владимир Соколов. Написал не без вызова - поставив в один ряд "тонкого лирика" Фета и "поэта гражданской скорби" Некрасова. Правда, к этому времени творчество Некрасова было основном объектом изучения в школьной программе. Еще на слуху были две песни в репертуаре многих артистов: "Коробейники" и "Тройка". Даже "Средь высоких хлебов..." и то уже казалась излишне пессимистичной. И это понятно. Ведь и "Русские женщины", и "Мороз, Красный нос" были прямо и непосредственно о нас, о том, что вспоминать не хочется, потому что болит, поэтому лучше отложить это в дальний угол . Да и Ваню в кучерском армячке, которому папаша рвется рассказать про очередного "эффективного менеджера", пока за окном-то все косточки русские, спокойнее было не выпускать из учебника пятого класса. Двадцать первый век добавил нам тяги к аристократизму. У всех появились дворянские бабушки, мы полюбили князей, фраки, то, как надев широкий боливар Онегин едет на бульвар, а потом в опере поет "Как я я ошибся, как наказан". Так приятно это послушать, представляя себя в малиновом берете... Но вышли-то мы все-таки из других стихов...
Потом свою вахлацкую, Родную, хором грянули. Протяжную, печальную — Иных покамест нет. Не диво ли? широкая Сторонка Русь крещеная, Народу в ней тьма тём, А ни в одной-то душеньке Спокон веков до нашего Не загорелась песенка Веселая и ясная, Как ведреный денек. Не дивно ли? не страшно ли? О время, время новое! Ты тоже в песне скажешься, Но как?... Душа народная! Воссмейся ж наконец!
«...это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его», - так написал о Некрасове Достоевский в "Дневнике писателя". А когда его провожали в последний путь, то во главе процессии несли венок "От русских женщин". Все это и многое другое нельзя было не вспомнить во время исполнения Олегом Погудиным его посвященной Некрасову программы, в которой органично соединились народные песни, песни на стихи поэта и блистательно прочитанные артистом стихи, фрагменты из поэмы "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". У Олега Погудина путь славный, имя громкое, и на протяжении всего этого пути его отличают прежде всего подлинная художественная честность, неискательность, глубина проживания и переживания всего и в жизни лирического героя и Отечества. Казалось, что Некрасов просто ждал равного себе артиста,артиста народного по сути и по судьбе, и, наконец, эта встреча состоялась. В своей композиции артист продемонстрировал ( впрочем, как всегда) потрясающее чувство формы, умение создать из набора песен и стихов цельный спектакль, редкостную самоотдачу.
Начав с глубоколичных и глубоко трагических строк Некрасова, открывающих поэму "Мороз, Красный нос", ...Но не брат еще людям поэт, И тернист его путь, и непрочен, Я умел не бояться клевет, Не был ими я сам озабочен; Но я знал, чье во мраке ночном Надрывалося сердце с печали И на чью они грудь упадали свинцом И кому они жизнь отравляли. И пускай они мимо прошли, Надо мною ходившие грозы, Знаю я, чьи молитвы и слезы Роковую стрелу отвели…
****
...на сердце темней,
И в грядущем еще безнадежней...
артист закончил концерт двумя произведениями, с которыми по его словам можно "преодолеть...все смутное и печальное, что встречается нам на нашем пути". Это стихотворение "Зеленый шум": «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!»
И премьерный ( хотя и вся программа в таком виде - тоже премьера) для артиста романс Н.А. Римского-Корсакова "Прости".
Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,- Благослови и не забудь.
Наплыв народа был удивительным, и в этой ситуации ( хоть и несомненно приятной) от сотрудников музея потребовался подлинный героизм: ведь людей надо было рассадить, накормить и так далее. Такой четкой организации, какая была в Карабихе, могли бы позавидовать и многие столичные мероприятия. А любовь сотрудников музея к поэту это просто пример настоящего патриотизма и верности нашей культуре.