Объявлены финалисты премии "Ясная поляна"
14.09.2018 13:22
11 сентября был оглашен короткий список произведений, выдвинутых на соискание премии "Ясная поляна" в номинации "Современная русская проза". Эта ежегодная премия была учреждена Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого и компанией Samsung Electronics в 2003 году.
На фоне ситуации с русским Букером, уже несколько раз менявшим спонсора и в этом году объявившем о взятой паузе из-за его отсутствия, яснополянская премия, сотрудничающая с Samsung уже 15 лет, выглядит примером стабильности и респектабельности. Что не мешает ее жюри принимать неожиданные и неординарные решения. В этом году в жюри вошли Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко и Владимир Толстой ( председатель).
Из 43 трех произведений, вошедших в длинный список премии, в шорт-лист вошло всего три. При этом туда не попали такие авторы, как Юрий Буйда, Дмитрий Глуховский, Полина Жеребцова, Эдуард Лимонов, Людмила Петрушевская.
А финалистами стали Александр Бушковский - "Праздник лишних орлов", Ольга Славникова - "Прыжок в длину" и Мария Степанова - "Память памяти".
Александр Бушковский живет в Карелии.Он воевал в Чечне. сейчас работает печником. Критика называет его "одним из немногих сегодня бескомпромиссных и зрелых реалистов", а "Праздник лишних орлов" - сборник рассказов - жестких, страшных, трагичных, напоминающих рассказы Толстого и Гаршина, отвергающих любую поэтизацию войны и насилия.
Предыдущий роман Ольги Славниковой "Легкая голова" вышел в свет в 2010 году. И вот , спустя восемь лет - новое крупное произведение. Его главный герой - спортсмен Олег Ведерников, который теряет ноги, спасая мальчика Женечку ( вытолкнув его из-под машины). Член жюри премии, писатель Владислав Отрошенко, представляя роман сказал, что образ "негодяйчика" Женечки - один из самых страшных и сильных в романе. Это – зло, притворяющееся благом, кротостью, безобидностью и самоотверженностью.
Третья книга - финалист - роман, точнее романс Марии Степановой "Память памяти". Именно так, романс, обозначила автор жанр своего сочинения. Павел Басинский, говоря о финалисте сказал, что сейчас в нашей литературе число семейных саг растет лавинообразно, но вот справляются с этим жанром далеко не все. Мария Степанова одна из тех, кому это удалось. Роман начинается фразой "Умерла моя тетя". Разборка огромного и странного архива Галины, тети автора, и служит толчком к написанию целого исследования по истории семьи. Это огромная книга, в которой главы перемежаются "неглавами" - вставками из писем и документов. В книге можно прочитать и о Мандельштаме, и о Шарлотте Саломон и о многом другом. Ну а почему на обложку вынесено такое название жанра, как романс? Видимо, по нескольким причинам...
Одна из них, наверное в том, что именно в русском романсе так ярко проявился тот горький и горючий русско-еврейский субстрат, о котором пишет Степанова. Посмотрите на авторов "русского романса". "Отойди, не гляди" - Александр Давыдов ( Израиль Левенсон), "Ямщик, не гони лошадей" ( Николай фон Риттер, Яков Фельдман) и так далее...
Ну а вторая причина еще проще. Хорошо тем семьям, в которых остались дневники и письма. Но больше 80% населения России сто лет назад были крестьянами, к переписке и ведению дневников не склонными. Что осталось их потомкам? Только память о том, что бабушка пела про "очаровательные глазки" и Некрасова любила, а дед на свой день рождения 21 июня пел "Ах, эти черные глаза...". И всё...романс, роман-с, роман с...судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе..
Победителя премии "Ясная поляна" в номинации "Современная русская проза" мы узнаем 24 октября.
На фоне ситуации с русским Букером, уже несколько раз менявшим спонсора и в этом году объявившем о взятой паузе из-за его отсутствия, яснополянская премия, сотрудничающая с Samsung уже 15 лет, выглядит примером стабильности и респектабельности. Что не мешает ее жюри принимать неожиданные и неординарные решения. В этом году в жюри вошли Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко и Владимир Толстой ( председатель).
Из 43 трех произведений, вошедших в длинный список премии, в шорт-лист вошло всего три. При этом туда не попали такие авторы, как Юрий Буйда, Дмитрий Глуховский, Полина Жеребцова, Эдуард Лимонов, Людмила Петрушевская.
А финалистами стали Александр Бушковский - "Праздник лишних орлов", Ольга Славникова - "Прыжок в длину" и Мария Степанова - "Память памяти".
Александр Бушковский живет в Карелии.Он воевал в Чечне. сейчас работает печником. Критика называет его "одним из немногих сегодня бескомпромиссных и зрелых реалистов", а "Праздник лишних орлов" - сборник рассказов - жестких, страшных, трагичных, напоминающих рассказы Толстого и Гаршина, отвергающих любую поэтизацию войны и насилия.
Предыдущий роман Ольги Славниковой "Легкая голова" вышел в свет в 2010 году. И вот , спустя восемь лет - новое крупное произведение. Его главный герой - спортсмен Олег Ведерников, который теряет ноги, спасая мальчика Женечку ( вытолкнув его из-под машины). Член жюри премии, писатель Владислав Отрошенко, представляя роман сказал, что образ "негодяйчика" Женечки - один из самых страшных и сильных в романе. Это – зло, притворяющееся благом, кротостью, безобидностью и самоотверженностью.
Третья книга - финалист - роман, точнее романс Марии Степановой "Память памяти". Именно так, романс, обозначила автор жанр своего сочинения. Павел Басинский, говоря о финалисте сказал, что сейчас в нашей литературе число семейных саг растет лавинообразно, но вот справляются с этим жанром далеко не все. Мария Степанова одна из тех, кому это удалось. Роман начинается фразой "Умерла моя тетя". Разборка огромного и странного архива Галины, тети автора, и служит толчком к написанию целого исследования по истории семьи. Это огромная книга, в которой главы перемежаются "неглавами" - вставками из писем и документов. В книге можно прочитать и о Мандельштаме, и о Шарлотте Саломон и о многом другом. Ну а почему на обложку вынесено такое название жанра, как романс? Видимо, по нескольким причинам...
Одна из них, наверное в том, что именно в русском романсе так ярко проявился тот горький и горючий русско-еврейский субстрат, о котором пишет Степанова. Посмотрите на авторов "русского романса". "Отойди, не гляди" - Александр Давыдов ( Израиль Левенсон), "Ямщик, не гони лошадей" ( Николай фон Риттер, Яков Фельдман) и так далее...
Ну а вторая причина еще проще. Хорошо тем семьям, в которых остались дневники и письма. Но больше 80% населения России сто лет назад были крестьянами, к переписке и ведению дневников не склонными. Что осталось их потомкам? Только память о том, что бабушка пела про "очаровательные глазки" и Некрасова любила, а дед на свой день рождения 21 июня пел "Ах, эти черные глаза...". И всё...романс, роман-с, роман с...судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе..
Победителя премии "Ясная поляна" в номинации "Современная русская проза" мы узнаем 24 октября.