"Прыжок в длину" на "Ясной Поляне"
25.10.2018 19:13
Анна Сокольская
   На фоне других литературных премий "Ясная Поляна" может показаться излишне консервативной: Один и тот же спонсор с 2003 года - фирма "Самсунг" , "старомодное" требование к текстам - "художественное произведение традиционной формы", вручение под классическую музыку.
   Но это - кажимость. Каждый раз жюри премии выбирает самое новое, неожиданное, новаторское и даже эпатирующее из современного литературного потока. Вот и в этот раз, оставив за бортом, таких, казалось бы, "ожидаемых" претендентов, как Юрий Буйда, Дмитрий Глуховский, Полина Жеребцова, Эдуард Лимонов, Людмила Петрушевская и сформировав ультракороткий список, в который вошли Александр Бушковский - "Праздник лишних орлов", Ольга Славникова - "Прыжок в длину" и Мария Степанова - "Память памяти", жюри создало нешуточную интригу.
19f2a9abf5de847b140ca236f8af5e5bd1ebb6beb67.jpg
( Жюри и номинанты  премии)
   В результате победителем стала Ольга Славникова.
   Приз читательских симпатий получила Мария Степанова.
   Лауреатами в номинации "Иностранная литература" стали израильский писатель Амос Оз и его переводчик Виктор Радуцкий за книгу "Иуда".
   Скажу честно, для меня твыбор именно романа Славниковой не бесспорен, но понимаем. Во-первых, это единственный в шорт-листе роман традиционной формы. Во-вторых, сама тема романа лежит в русле большой русской литературы.
   Его главный герой — Олег Ведерников, перспективный спортсмен-легкоатлет, идет на тренировку и видит, что под машину вот-вот попадет ребенок. Ведерников совершает потрясающий прыжок, выталкивает ребенка из-под машины, но становится инвалидом сам. Он теряет ноги. При этом мальчик - Женя Караваев - становится его проклятием.
Он не оправдывает надежд спасителя: полукриминальные делишки, странные связи...даже не мелкий Бес, а еще мельче...
   Славникова задает вопросы: сколько стоит жизнь талантливого человека? А простого смертного? И правильно ли, что он, “негодяйчик Женечка”, в современной культуре возведён на пьедестал, и все пытаются его защитить.
При этом роман вовсе не бытописателен: он написан в жанре магического реализма ( как и прославившая Славникову «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки») и полон метафорами ( иногда переполнен).
Например, загипсованные больные сравниваются с “гипсовыми макетами мелкокалиберных орудий”, а резкое похолодание описывается так: “Мелкие машинки обросли от крыш и до колес словно бы косматыми белыми козлиными шкурами, полотнища сосулей ( да-да, сосулей! А.С.) на проводах между фонарями напоминали развешенное на веревках мерзлое белье”.
   В целом новый роман Славниковой это - книга вопросов, а не ответов. И это, наверное, правильно.
У нас достаточно тех, кто дает ответы: психологи, масслит, телеобозреватели.
Кому-то надо иметь мужество задавать вопросы, не упрощать, а усложнять, заставлять думать и не соглашаться. Как всегда эта миссия выпадает на долю искусства.
P.S. Книги двух других претендентов - ничуть не хуже. Конкурс -то всегда немного игра.
P.P.S. В 2017 году среди номинаций премии появилась новая. Событие. Она отмечает значимое, по мнению жюри и экспертов, событие в литературной жизни (фестиваль, театральную постановку, документальную литературу, материал в СМИ). В прошлом году эту премию получил фестиваль детской книги «ЛитераТула». Лауреатом 2018 года в номинации «Событие» стал фильм «История одного назначения» (режиссер – Авдотья Смирнова).28e5a153fe2fcdd1da3039c99373bb5bd1eba87b772.jpg
( Алексей Смирнов исполнил в фильме "История одного назначения" роль Григория Колокольцева)
Добавить комментарий