Русский путь. От Дионисия до Малевича.
07.11.2018 21:21
Анна Сокольская
19 ноября в Музеях Ватикана состоится открытие выставки "Русский путь. От Дионисия до Малевича", которая станет ответом на масштабный проект Музеев Ватикана, начатый осенью 2016 года в Третьяковской галерее.
Шестого ноября в Москве прошел видеомост, посвященный этому событию.

В нем приняли участие: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, кураторы выставки Татьяна Юденкова и Аркадий Ипполитов, апостольский нунций в Российской Федерации Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Российской Федерации Паскуале Террачано, директор Музеев Ватикана Барбара Ятта ( из Ватикана) и другие.
На выставке будет представлено 56 работ: от Дионисия до Малевича. Это - иконопись, «Явление Христа народу» Иванова в варианте Русского музея, «Тройка» и «Утопленница» Перова, «Христос в пустыне» и «Неутешное горе» Крамского, «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Перед исповедью» Репина, «Над вечным покоем» Левитана и «Демон сидящий» Врубеля, Филонов, Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Кустодиев.. .
Как сказал Аркадий Ипполитов, в развеске произведений было решено отказаться от хронологического принципа. В выставочном пространстве вступают в диалог две историко-культурные традиции: древнерусское искусство и живопись второй половины XIX - первой трети XX века. На примере представленных работ (икон и живописных полотен) эти мощные традиции русского искусства соединяются. Цель и идея выставки - показать их родство, продемонстрировать, что русское искусство не два разных и чуть ли не противостоящих друг другу этапа, но единое целое.

Можно сказать. что начиная с картины Александра Иванова "Явление Христа народу" русское искусство берет на себя миссию переосмысления значения изобразительного искусства и его роли как одного из духовных инструментов в освоении мира, осознании бытия. Во второй половине XIX века, в эпоху позитивизма, богоборчества и богоискательства, глобальных трансформаций, происходивших в культуре и обществе, отход от церкви части русской интеллигенции позволял осмыслять евангельскую проблематику с определенной дистанции. Образы Священного Писания помогали найти ответы на актуальные вопросы времени - самостоянье человека в мире, его взаимоотношения с Богом, поиски смысла существования, размышления о жизни и смерти.

На выставке органично соединятся древнерусская иконопись и произведения XIX века. "Явление Христа народу" (1836 - не ранее 1855, ГРМ, малый вариант одноименной картины, находящейся в ГТГ) Александра Иванова располагается рядом с иконами "Крещение" и "Преображение" и вступает в диалог с висящей напротив "Троицей" Паисия. "Неутешное горе" Ивана Крамского оказывается напротив иконы "Не рыдай Мене, Мати", а его же "Христос в пустыне" - рядом с "Христом в темнице", деревянной скульптурой XVIII века из Перми. "Всюду жизнь" Николая Ярошенко соседствует с "Богоматерью Киккской" Симона Ушакова, вторя формату и колориту иконы и - в каком-то смысле - ее ритмической композиции. Сольвычегодская икона "Видение Евлогия" помещается напротив картины "Над вечным покоем" Исаака Левитана, а "Страшный Суд" XVI века - рядом с "Черным квадратом" Казимира Малевича. Завершается выставка "Несением креста" Михаила Нестерова и иконой XVI века "О Тебе радуется", воплощающей дух русской соборности, духовного единения всего народа в церкви и мирской жизни.

Среди других "главных картин" русского искусства, которые покидают стены Третьяковской галереи и отправляются в Музеи Ватикана, - "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии" и "Перед исповедью" Ильи Репина, ""Тройка". Ученики-мастеровые везут воду" и "Утопленница" Василия Перова, ""Что есть истина?" Христос и Пилат" и "Голгофа" Николая Ге, "Демон (сидящий)" Михаила Врубеля, "Троица" Наталии Гончаровой, "Москва. Красная площадь" Василия Кандинского, "Купание красного коня" и "1918 год в Петрограде" Кузьмы Петрова-Водкина.

Портрет на выставке будет только один - исполненный Василием Перовым "Портрет Ф.М. Достоевского", многое определяющий в русской культуре. Очевидны не только композиционные, но и смысловые аналогии этого образа с "Христом в пустыне" Ивана Крамского. На выставке можно найти типично русские образы - священника, пустынника, юродивого, странника, без которых также невозможно понять духовный путь, который прошла русская культура. Выявленные внутренние связи произведений разных эпох представляются очень важными и послужат толчком для дальнейшего осмысления отечественного искусства.
b3d3ae309d5d4de01c99533d7ef7525be32e05c3f97.jpg
Надо сказать, что предложенное кураторами и наполнение экспозиции и развеска картин во многом революционны. Дело в том, что идея возникновения новых смыслов из контекста, возникшая как монтаж в кино, в музейных рамках не всегда реализуема. Это связано и с тем, что в кино режиссер монтирует собственный материал, а музеи работают с имеющими огромную ценность материальными ценностями, которые существуют в единственном экземпляре и требуют бережного к себе отношения, что традиционно превалирующей функцией музея была образовательная, которая предполагает хронологический и описательный принцип презентации экспонатов, что "новая визуальность" осваивается музеями медленнее, чем в других сферах культуры.
Все это делает грядущую выставку в полном смысле новаторской. Она будет открыта для посетителей с 20 ноября 2018 по 16 февраля 2019, вход на нее свободный.
Во многом знаковым является и ее расположение - в правой колоннаде базилики Святого Петра, называемой Браччо ди Карло Маньо, крыло Карла Великого, то есть в святая святых европейской духовности, искусства, истории. Это обязывает в культурном плане. Но есть еще одна важная архитектурная деталь, которая тоже будет работать на замысел выставки. Движение по этому пространству это - восхождение, зрители будут подниматься по колоннаде. Что, учитывая тематику выставки. во многом символично.
Кроме этого Третьяковская галерея подготовила каталог выставки, который будет доступен и в России. Статьи для каталога написаны кураторами выставки Аркадием Ипполитовым и Татьяной Юденковой. Кроме этого там можно будет прочитать посвященное выставке эссе Ольги Седаковой. Как сказал Аркадий Ипполитов: "Ольга Седакова — олицетворение экуменизма в лучших его проявлениях, имя, хорошо знакомое Ватикану. К тому же она прекрасный писатель об искусстве". А еще там есть прекрасные, очень большие тексты к картинам, написанные сотрудниками Третьяковской галереи.
Все это заставляет не сомневаться в том, что выставка станет большим событием в культурной жизни не только наших двух стран, но и Европы.
P.S. Пожалуй, поэтическим лейтмотивом выставки могли бы стать слова Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

P.P.S. Немного несерьезного здесь:
Добавить комментарий