ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА В МОСКВЕ
23.11.2018 16:17
Анна Сокольская

 21 декабря 2018 года в московском Манеже открывается уникальный выставочный проект "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний", который покажет шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.
Зрители смогут увидеть более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов.
На пресс-конференции, посвященной этому событию посол Мексики в России Её превосходительство Норма Пенсадо Морено отметила, что эта пара является культовой для художественной жизни ХХ века, а история их творческого союза до сих пор привлекает историков, писателей, кинематографистов. 

c7a0f0675c1eee486ca134353164ed5bf7fde3ca8b9.jpg
«Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все», писала Фрида. Она же напишет: "«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Их знакомство состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь.
В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты.
 «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», - говорила она.

Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

«Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, её стремления к жизни», отметил на пресс-конференции В.С. Воронченко, директор "Музея Фаберже" - одного из организаторов выставки.

16837d3759c6be35cf0774b028b9775bf7fded5c5f6.jpg

На выставке произведения Фриды и Диего встретятся в центральной части экспозиции — это будет перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало.
Зрители смогут проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. От глубоко личных работ Фриды зритель сможет перейти к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.
Посетители выставки получат шанс разгадать тайну утерянного шедевра «Раненый стол» (1940). Это полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно. Зрители познакомятся с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, увидят фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало, а также работы Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-х по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.
Кроме этого, как было отмечено на пресс-конференции в рамках московского проекта будет организована масштабная параллельная программа, призванная исследовать и осмыслить феномен творчества двух самых известных художников Мексики. Выставка будет сопровождаться образовательно-просветительской и культурной программой: лекциями кураторов, кинопоказами, театральными постановками и перформансами. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы.

Можно сказать, что этой зимой в Москве будет воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.

Напомним, что "Музей Фаберже" в 2016 году уже проводил выставку работ Фриды Кало в Санкт-Петербурге. По словам директора музея тогда ее посетило почти полумиллиона человек, при этом около половины из них были женщины моложе 30 лет.
- Живопись Диего Риверы и Фриды Кало может показаться непривычной людям, воспитанным на реалистических картинах, но это то, что на мой взгляд, необходимо увидеть каждому культурному человеку, - сказал директор департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Именно поэтому организаторы выставки и правительство Москвы пошли на то. чтобы отдать под нее Манеж на целых три месяца. Ведь события такого масштаба случаются в Москве нечасто.

x2sQoe3_t2w.jpg

Добавить комментарий
24.11.2018 13:58
Анонимно
Да. Это будет событие мирового масштаба. Спасибо за подробную рецезию.
Добавить комментарий