ВЕЧЕРНИЙ НЕСКАЗАННЫЙ СВЕТ
15.12.2018 21:40
Анна Сокольская
95d2d3d9a891ca7cbfcfc3adb3812e5c154ab856dde.jpg
Когда Иванов-Разумник свысока написал о современном ему искусстве:
«...что же ждет нас дальше? Кончилась русская литература? Беспросветная ночь впереди, царство серебряное, потом медное, потом железное?», - всем стало понятно, что он помнит изучаемых в гимназии Гесиода и Овидия. У них все было логично: сначала золотой век, потом серебряный ( металл подешевле), потом бронзовый, а потом уж совсем плохо будет...
Но в нашей истории всё получилось несколько не так.
Критик забыл, а народ его "поправил", напомнив, что у слова "серебряный" в русском языке много скрытых и тонких смыслов.
Попробуйте подставить вместо "золото" слово "серебро" в выражения - "не все золото, что блестит", или "золото самоварное". А уж про то, что получится, если в романсе "Дорогой длинною" заменить "серебряные руки" на "золотые", и говорить не стоит.
Все дело в том, что в русском языке есть у слова "серебряный" свои, непереводимые смыслы, один из которых - вечный, ценный, подлинный. Серебро не блестит, оно тихо светится, это свет белых церквей, свет северных рек, тот вечерний несказанный свет, который до сих пор освещает нашу жизнь.
Как-то вдруг, оказалось, что мы все вышли из Серебряного века: Бродский - ученик Ахматовой, Окуджава успел побыть в молодости "Вертинским для недоучившихся студентов", а потом "реинкарнацией Блока", Вознесенский учился у Пастернака, Катаев у Бунина, а такие, казалось бы, совсем советские поэты, как Всеволод Рождественский и Николай Тихонов - у Гумилева. 
Серебряный век оставил нам музыку Рахманинова, драматургию Чехова, блистательный русский балет, картины Нестерова, Борисова-Мусатова и Врубеля, архитектуру модерна, россыпь прекрасных романсов.
Оставил своего лирического героя, которого нам сейчас так не хватает - человека тонкого, умеющего чувствовать возвышенно, искреннего и открытого.
Оставил язык, на котором мы все говорим и думаем, в самые важные моменты жизни нашего сердца...

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

*****

И море, и Гомер — все движется любовью...

*****

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит бог, есть музыка над нами...

*****

Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

*****

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
*****

Я жду любви, как позднего трамвая, 
Гляжу во мглу до слёз, до боли глаз, 
Творя волшбу, чтоб точка огневая 
В конце пустынной улицы зажглась.

Сколько прошло лет, сколько пролетело над нашим Отечеством бурь, сколько забылось, а эти строки остались и останутся.

Все это - Серебряный век, подлинный и неподдельный. Трагический и вместе с тем светлый. Лиричный, нежный, в чем-то наивный, но честный и удивительно щедрый, готовый с каждым поделиться своими богатствами.

Его голос часто негромкий, но он задевает и обжигает душу...

"...А душа, уж это точно, ежели обожжена,
    Справедливей, милосерднее и праведней она..."

Не случайно именно так - Серебряный век - назвал свою юбилейную концертную программу народный артист России, серебряный голос России Олег Погудин, вся творческая жизнь которого так или иначе связана с этим временем.
Каждый зритель сможет найти в ней что-то свое - прекрасные мелодии русских романсов, оперные арии, грацию и красоту балета, яркий и образный видеоряд.

В концерте спектакле принимают участие блестящие исполнители - всем известные и еще совсем молодые: Сергей Безруков, Екатерина Гусева, Николай Цискаридзе, Динара Алиева, Ирина Долженко, Зара, Анна Нечаева, Александр Болдачёв, Владимир Кошевой, Государственный Академический Русский хор им. А.В. Свешникова, участники телевизионного проекта "Синяя Птица".

Приходите 22 декабря к 18 часам в Государственный Кремлевский Дворец. Эта программа тронет ваше сердце и запомнится надолго.  

Добавить комментарий