ВЕРТЕПНОЕ ДЕЙСТВО ПАВЛА КАРМАНОВА
13.01.2019 18:37
Анна Сокольская
e62bb913821f2e1a1467ed5a2fc1c05c3b5bb5d4c88.jpg
11 января композитор-минималист Павел Карманов представил в концертном зале "Зарядье" свою музыкальную версию традиционного жанра народного театра - Рождественского Вертепа
Это - премьера обновлённой версии сценического представления, которое Павел Карманов показывал в 2002 году в Концертном зале Чайковского.
Тогда, впрочем как и сейчас, зал был переполнен. На сцене встретились ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин", ансамбль струнных OpusPosth Татьяны Гринденко, ансамбль ударных Марка Пекарского, камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», группа "Вежливый отказ".
Спустя 17 лет состав музыкантов изменился. Для премьеры был создан удивительной красоты видеоряд, который украсил собой это действо.
2c2d2d8bfb434b255bea5452ffd5db5c3b5b5c06628.jpg
Рождественскую историю 11 января 2019 исполнили музыканты, играющие в разных стилях и направлениях: ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», ансамбль «Персимфанс», музыкант-фольклорист Сергей Старостин, рок-группа «Вежливый отказ», детский вокальный ансамбль «Веретёнце», валторнист Аркадий Шилклопер и перкуссионист Мариан (Марио) Калдарару.
af1986a2eba5f84db931c5472a73f25c3b5b76d26d0.jpg

Рождественский Вертеп - особый жанр народного театра на сюжет о Рождестве. Такое представление традиционно показывают на Святки. Его герои - Святое Семейство, волхвы, а главный отрицательный персонаж - царь Ирод - всегда бывает наказан и низвергнут в ад.
Одним из вариантов Вертепного действа является так называемое "Ростовское действо" или «Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити» — музыкальное произведение, считающееся древнейшей русской «оперой». Его автором с большой вероятностью можно считать святого митрополита Димитрия Ростовского.
Впервые эта драма была поставлена впервые 27 декабря 1702 года а в 1982 году воскрешена Борисом Покровским как «Ростовское действо».
Но если Покровский выступил в этом случае, как историк и тонкий реконструктор, то Карманов пошел по другому пути. Его Вертепное действо - попытка синтеза древнерусской песенной традиции с роком от "Вежливого отказа" и академическим авангардом "Персифманса".
Все это сделало представление не исторической реконструкцией, а живым действием. С одной стороны, основанным на традиции, а с другой стороны, на авторском художественном взгляде.
Надо сказать, что изначально барочный характер аутентичного вертепного действа позволяет экспериментировать и с музыкой и с визуальной частью действа. Так было в Серебряном веке, когда в "Бродячей собаке" ставилась мистерия Михаила Кузмина «Вертеп кукольный» в постановке Николая Евреинова. Тогда вертеп был устроен на маленькой сцене, а зрители, сидя за длинным столом при свечах, изображали «Тайную вечерю», между тем как ангелы с серебристыми крыльями и горящими свечами в руках ( дети из приюта) ходили по залу с пением.
В действе-2019 дети в народных костюмах тоже прошли по залу с пением, вовлекая всех в действие. 
596f2d98a2cf8f99d8472fc835f9e95c3b5b6834583.jpg
В общем можно сказать, что собственно народное действо, за которое "отвечал" ансамбль "Сирин", оказалось заключено в рок-музыкальную раму. А видеоряд при этом отсылал нас к Серебряному веку с его интересом к русской старине, русской иконе и его особым взглядом на наше прошлое.
Действо, как и следовало ожидать, закончилось пятиминутной овацией. А премьера программы 11 января в "Зарядье" стала это начало цикла показов обновленной версии Рождественского Вертепа Павла Карманова в городах России и за рубежом.
Фото:https://vk.com/vertep_by_karmanov
Добавить комментарий