КОГДА МЫ В РОССИЮ ВЕРНЕМСЯ
27.04.2019 14:08
Анна Сокольская
scale_600
( Константин Кузнецов. Нотр-Дам утром)

22 и 23 апреля 2019 года Государственный институт искусствознания и Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова представили научно-просветительскую программу, посвященную творчеству выдающегося художника русского зарубежья, вновь открываемого ныне благодаря усилиям собирателей и исследователей искусства XX века.

Уроженец Нижнего Новгорода, Константин Кузнецов в 1900 году переехал в Париж, связав с ним свою художественную жизнь. Вернуться в Россию после 1917 года не смог. При этом собрание художника сохранилось практически в полном виде - так, как если бы только что вышло из его мастерской. Причиной тому является уникальная судьба самого автора: Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать свои работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович Кузнецов в 1936 году ушел из жизни, в его ателье на рю Буассонад в Париже остались почти все его картины. Его художественное наследие составляют более 300 живописных и более 100 графических работ. Для для сохранения и изучения его наследия коллекционером и предпринимателем Андреем Щербининым создан фонд.

scale_600

Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни, и сейчас, в начале третьего тысячелетия, мы, наконец, пытаемся осмыслить трагедию двадцатого века, и вместе с тем составить полную картину его культурной и художественной жизни, вернуть туда новые имена, переосмыслить прошлое. 
И в этом плане интерес к модерну, Серебряному веку и различным его проявлениям становится неким знаковым вектором нашей художественной жизни. Кажется, что жизнь ТОГО искусства, насильственно прерванная ходом истории, властно требует своего продолжения. И ее продолжение отвечает неким общественным ожиданиям.

Проявляется это в самых разных формах. Представители стиля стимпанк моделируют стиль одежды викторианской Англии, но с ироническими "техническими" деталями, вроде болтов и гаечек на полях цилиндров, группа "Дореволюционый советчикЪ" иронически и талантливо переводит на язык девятнадцатого века современную попсу, на премьере документального фильма о Вертинском в Доме кино сидят на полу и стоят в проходах, концерт-спектакль народного артиста России Олега Погудина "Серебряный век" с аншлагом путешествует по стране, и Нижний Новгород и Сыктывкар затаив дыхание слушают стихи Гумилева.

И в этом контексте возвращение на родину еще одного талантливого художника, всю художественную жизнь писавшего Париж, но делавшего это весомо, грубо, зримо - событие и знаковое и ожидаемое одновременно.

Интересно, что термин "грубо" в отношении живописи Кузнецова парижские критики употребляли довольно часто. И всегда только в позитивном контексте. О его картинах писали что это - "чувствительная и одновременно грубая лирика, которая волнует как поэма своей горячностью и искренностью."

scale_600
( Площадь Согласия)

Кузнецов рисует СВОЙ Париж рисует очень личностно, выходя за границы импрессионизма, смело работая с цветом, которым он не только "рисует", но иногда и "лепит" - создавая на полотне удивительные объёмы, в которых Париж становится театральной декорацией, на фоне которой разыгрываются удивительные спектакли его современников - Александра Вертинского, Жоржа Питоева, Анны Павловой.

Скучал ли по России, этот обласканный парижскими салонами художник? Кузнецов был принят в престижный салон Société Nationale des Beaux-Arts, ежегодно принимал участие в салоне Независимых и Осеннем салоне, являлся предметом пристального внимания известных критиков – Франсуа Тьебо-Сиссона, Роже Маркса, Гийома Аполлинера, Александра Бенуа. Казалось бы, он стал совсем парижанином. Но посмотрите на его изображение сельской Франции...Эти бедные селенья, эта скудная природа...и дань памяти рано ушедшему русскому другу - Виктору Борисову-Мусатову.

scale_600
(Бретань)

На круглом столе, собравшем полный зал журналистов и искусствоведов, была представлена книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» – результат нескольких лет изучения картин художника и поисков редких материалов в архивах России и Франции, написанная Екатериной Усовой - кандидатом искусствоведения, специалистом по зарубежному искусству конца XIX – начала XX века.

scale_600

 Среди самых интересных находок последнего времени, вошедших в эту книгу, – переписка Константина Кузнецова и Виктора Борисова-Мусатова, обнаруженная в отделе рукописей Государственного Русского музея. При подготовке издания исследователи опирались на каталог-архив, составленный внучкой художника Моник Вивье-Брантом.

scale_600

Надо сказать, что книга о Кузнецове, подготовленная студией графического дизайна ABCdesign, и сама является произведением графического искусства.

scale_600

Представляя посвященные Константину Кузнецову мероприятия директор Института Искусствознания Наталья Владимировна Сиповская говорила о том, что феномен присутствия русских художников (в широком смысле этого слова) в культурной жизни Европы еще остается не до конца изученным, так же, как и не до конца еще изучен феномен русского импрессионизма - ставшего вместе с другими направлениями изобразительной тканью сложной и такой значимой для нас эпохи. В этом контексте возвращение в Россию еще одного имени, возвращение подготовленное продуманно и с любовью - очень важный шаг в сохранении нашей общей культуры. 

Добавить комментарий