С точки зрения естествознания серебро – это химический элемент и благородный металл. А белые ночи – это время года, в которое естественная освещенность слишком велика для наступления темноты.
И только в России Серебряный век стал метафорой, пленительной и грустной, а белые ночи превратились в философский символ. И Серебряный век, и белая ночь - это то, что у границы, на самой грани: земли и неба, воды и камня, рассвета и заката, жизни и смерти, солнца и тьмы. И еще - это время мечты о любви, других землях и других временах.
Все то, что сошлось в стихах Георгия Иванова:
Как осужденные, потерянные души
Припоминают мир среди холодной тьмы,
Блаженней с каждым днем и с каждым часом глуше
Наш чудный Петербург припоминаем мы.
Быть может, города другие и прекрасны...
Но что они для нас! Нам не забыть, увы,
Как были счастливы, как были мы несчастны
В туманном городе на берегу Невы.
…в том туманном городе, о котором Иннокентий Анненский спрашивал:
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
А Георгий Адамович писал:
Всю ночь слова перебираю,
Найти ни слова не могу,
В изнеможеньи засыпаю
И вижу реку всю в снегу,
Весь город наш, навек единый,
Край неба бледно — райски — синий,
И на деревьях райский иней…
Друзья! Слабеет в сердце свет,
А к Петербургу рифмы нет.
Концерт-спектакль Олега Погудина «Серебряный век. Вариации Петербург», который состоится в БКЗ «Октябрьский» 19 июня 2019 года – это уникальное даже для избалованного Санкт -Петербурга зрелище, в котором соединятся изысканность Серебряного века и тайна белых ночей.
У зрителей будет возможность перелистать страницы одной из самых прекрасных глав книги любви. На сцене оживут воспоминания о прекрасных стихах и песнях, салонах и кабаре, парках и дворцах, утончённой нежности и роковых грозах Серебряного века. На рубеже веков новая эпоха срывала занавес старого времени, а музыка, стихи и краски с избытком переливались из прошлого в будущее, чтобы и сегодня покорять нас своим совершенством.
Премьера спектакля «Серебряный век» состоялась в Государственном Кремлевском Дворце 22 декабря 2018 года – в день 50-летия народного артиста России Олега Погудина - и сразу же была названа критиками и зрителями одним из самых ярких событий года.
Во время юбилейного тура артиста программу уже увидели жители многих городов: Астрахани и Волгограда, Перми и Саратова, Самары и Нижнего Новгорода.
И везде этот концерт-спектакль сопровождали аншлаги и восторженные отзывы зрителей, потому что настоящее искусство, живая музыка, уникальные дуэты, красота балета и образность видеоряда никого не оставляют равнодушным.
Но даже на этом фоне спектакль «Серебряный век. Вариации. Петербург» станет событием беспрецедентным, как по количеству приглашенных звезд первой величины, так и по смелости сценарных решений.
И это объяснимо, ведь недаром поэты Серебряного века утверждали, что
На земле была одна столица,
Все другие - просто города.
В этом спектакле Олег Погудин вновь предстанет перед нами не только как прекрасный певец и актер огромного трагического темперамента, не только как режиссер, но и как художник, языком искусства осмысливающий и описывающий один из самых ярких, сложных, трагических, и при этом плодотворных периодов в истории нашего отечества. Хор его лирических героев, бродяг и артистов, людей думающих, чувствующих и страдающих все больше сливается в один голос эпохи, ушедшей и прекрасной, который мы можем теперь услышать.
И осколки, казалось бы, навсегда разбитого вдребезги начинают складываться в новую, прекрасную, несмотря на ее трагизм, картину.
На премьере в ГКД в спектакле прозвучали стихи многих поэтов: Блока. Северянина, Адамовича, но больше всего было произведения Гумилева – восемь.
И если весь Серебряный век возвращался в нашу официальную культуру дозированно и непросто, он как бы был, и его как бы не было, то даже на этом фоне у поэзии Гумилева - самая сложная судьба. Даже в "Алмазном моем венце" Катаева, где описывались практически все знаковые фигуры того времени, а автор был настолько смел, что назвал Алексея Толстого "некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель", Гумилев и Ахматова не упоминались вообще.
"Заговорщик", "белогвардеец", "милитарист", "имперец", человек, открыто крестившийся на церковные купола в революционном Петербурге, это всё - Гумилев.
Сноб, актер. Герой Первой Мировой. Большой русский поэт. И поэт убитый - в буквальном смысле этого слова – это тоже он.
И конечно, в спектакле о Серебряном веке он не мог не стать одной из ключевых фигур.
И отсюда вопрос к Олегу Погудину, как к автору сценария:
- Ваша премьера "Серебряный век" в определенной степени была построена на стихах Гумилева. Но в июне Вы показываете спектакль «Серебряный век. Вариации. Петербург». Будет ли отличаться ее поэтическое наполнение?
- Да, конечно. Само название спектакля «Вариации. Петербург» говорит о том, что в нем прозвучат стихи поэтов Серебряного века, посвященные этому городу. Конечно, это Гумилев, конечно, Блок, но еще, например, и такой поэт, как Николай Агнивцев. Его не назовешь поэтом первого ряда, но в его лучшем сборнике «Блистательный Санкт-Петербург», вышедшем в Берлине в 1923 году, есть несколько совершенно поразительных стихотворений.
И еще один вопрос к Олегу Погудину, уже как к продюсеру спектакля:
- Состав исполнителей, которые в этот день выйдут вместе с Вами на сцену, смело можно назвать уникальным. Это всеми любимые Екатерина Гусева и Манана Гогитидзе, звезды оперы - Олеся Петрова и Оксана Шилова, уникальный музыкант - арфист Александр Болдачев, звезда театра Владимир Кошевой, пианист-виртуоз Олег Вайнштейн и другие. Но почему именно они?
- Это люди, с которыми нас объединяет общее видение того времени и культуры и общее желание рассказать об этом зрителю.
- А каким станет видеооформление спектакля?
- Зрители увидят песочную анимацию Марины Сосниной, ну и конечно многие знакомые и знаковые памятники архитектуры Санкт -Петербурга.
- На кого рассчитан ваш спектакль?
- На всех, кто любит русский романс, оперную музыку, хорошую поэзию, любит наш город.
- А Вы ориентируетесь на какой-то определенный возраст своих зрителей?
- Нет, ни в коем случае. В этой программе мы собираемся говорить прежде всего о любви, которой, как сказал еще один воспевший Петра творенье поэт, «все возрасты покорны».
Вообще меня очень веселит (но, бывает, и печалит), когда я читаю и слышу, что романс или классическая поэзия - это то, что должно привлекать, прежде всего, людей старшего возраста.
Посмотрите, что и в каком возрасте было написано поэтами Серебряного века.
Ахматова написала «Сероглазого короля" в 21 год, Блок «Незнакомку» в 26, Гумилев «Жирафа» в 23, Цветаева «Мне нравится» тоже в 23, « И море, и Гомер – всё движется любовью» Мандельштам сказал в 24…
И вот когда молодые люди выходят из подросткового возраста и вступают в юность в пору новых отношений, в пору любви – счастливой и несчастной, то им не просто нужны, им необходимы новые слова, необходим новый язык, на котором они будут говорить. И вот тут наша культура может дать им прекрасных, тонких и чутких собеседников.
Ну а для взрослых это уже просто часть нашей жизни, то, к чему мы все время обращаемся.
Поэтому я приглашаю всех: приходите 19 июня в БКЗ «Октябрьский», мы уверены что после концерта каждый из зрителей сможет сказать:
И сердце радостью трепещет,
И жизнь по-новому светла,
А в бледном небе ясно блещет
Адмиралтейская игла.