В Музее русской иконы открылась уже третья выставка цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». Первым таким событием стала выставка «Ростовская икона “Иоанн Предтеча, с праздниками”. Шедевр живописи XVI столетия», организованная совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». В сентябре 2018 года была открыта вторая выставка – «Икона “Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот”. Обретение шедевра», посвященная вновь открытому памятнику псковской иконописи XVI в., недавно ставшему доступным зрителям после многолетней реставрации.
На этот раз в экспозиции представлена необычная икона из города Мурома, имеющая точную дату написания – 1669 год. Вкладчиком иконы был Сидор Матвеев Лопатин – «„муромец”, посадский человек», ктитор и строитель каменной Георгиевской церкви (построена в 1651 году, разрушена в 1936 году). В этот храм он вложил пять икон. Сегодня четыре из них, в том числе представленная на выставке, хранятся в Муромском историко-художественном музее, а судьба пятой (житийного образа святых Бориса и Глеба) неизвестна. Как сказали на открытии выставки муромские музейщики - личность вкладчика очень важна. Это - светский человек, житель посада среднего, но стабильного достатка ( две лавки в соляном ряду) , поэтому мастер-иконописец с одной стороны не был связан слишком строгими церковными канонами с другой - отражал вкусы русского горожанина семнадцатого века. Время написания иконы «Святые покровители города Мурома с житием Петра и Февронии» - осень русского средневековья. В это время с одной стороны начинается обмирщение культуры, с другой - ведутся очень напряженные и болезненные споры о вере ( в 1650-х годах начнутся реформы церкви, приведшие к расколу). В эти же годы формируется муромский цикл литературных произведений и составляются «муромские житийники», в которые включались подробные жития муромских чудотворцев и новые сказания о местных святынях. Во многом, их можно назвать "деревенской прозой" семнадцатого века - их герои живут далеко от столицы, болеют душой за свою малую родину, они чисты душой, работящи, нестяжательны.
В среднике представленной на выставке иконы изображены все святые чудотворцы Мурома. Видимо, такое соединение произошло в этом памятнике впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Слева от зрителя расположены святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, канонизированные на церковном соборе 1547 года. Справа святые князь Петр и княгиня Феврония, прославленные на том же соборе 1547 года. Рядом со святой семейной парой стоит праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина). Иулиания - это первая женщина не княжеского рода и не монахиня, прославленная церковью в лике святых за неустанную помощь бедным и заключенным. Во время голода при Борисе Годунове она продала все свое имущество для покупки хлеба для голодающих. Интересно, что ее первое житие написал ее сын, Дружина ( Каллистрат) Осорьин. Он писал, что истратив все на помощь людям Иулиания «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Левый верхний угол иконы украшает крупное клеймо с кремлем города Мурома, а по периметру средника расположены 40 клейм с житием Петра и Февронии. О жизни святых муромских князей Петра и Февронии (день памяти 25 июня/8 июля) рассказывает Повесть, составленная в середине XVI века Ермолаем Еразмом, довольно известным церковным писателем и публицистом того времени.
Эта повесть причудливым образом соединяет в себе черты жития и рыцарского ( и даже авантюрного) романа. В ней есть и дракон ( змий), и обретение чудесного меча, и простая девушка, излечившая князя...
Согласно Повести, Петр был младшим братом муромского князя Павла. К его жене под видом Павла прилетал «блудный змей» оборотень. Петр сразил чудовище чудесным Агриковым мечом и заболел от попавших на его тело ядовитых капель крови змея. Петра вылечила мудрая дева Феврония из рязанской деревни Ласково, которую он взял в жены. После смерти старшего брата Петр унаследовал княжество.
Гордые муромские бояре и их завистливые жены не желали подчиняться княгине простолюдинке и обвинили Февронию в жадности из-за того, что во время трапезы она собирала со стола хлебные крошки. Когда святая по просьбе супруга открыла ладонь, то «…абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры». Бояре предложили князю взять себе другую жену, но он последовал за изгнанной Февронией, сказав им: «Аще кто пустит жену свою разве словесе прелюбодейнаго, а оженится иною, прелюбы творит».
Мудрая княгиня, утешая супруга, показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в пышные цветущие деревья – прообраз их будущего прославления. Вскоре град Муром постиг гнев Божий – кровавая боярская междоусобица, и тогда народ потребовал возврата законных правителей. «И потом князь начаша княжевати с супругою своею по-прежнему. В любви и согласии живяще, и ото всех почитаем, и житие провождаше честно». Благоверные супруги в конце земной жизни приняли монашеский постриг с именами Давида и Евфросинии. Они дали обет умереть в один день и час и завещали положить их тела в единой каменной гробнице.
Когда приблизился час кончины Петра, Феврония вышивала воздух и хотела закончить работу, умоляя супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Когда Петр в третий раз известил Февронию о том, что уже отходит в «княжение вечное», она обернула нить об иглу, воткнула ее в свою работу и преставилась. Муромцы побоялись положить монаха и монахиню в едином гробе, но наутро тела святых были обретены вместе. После того, как их вновь разлучили, чудо повторилось. На этот раз люди «не смеяху прикоснутся святем их телесем и положиша я во едином гробе».
Как было сказано на презентации выставки, музей старается показать посетителям выдающиеся памятники – шедевры художественных школ разных регионов. Таким образом, люди могут не только увидеть древние иконы, являющиеся гордостью музейных собраний, но и лучше понять те различия, которые отличают одну школу древнерусской живописи от другой. Как и в прошлые разы, выставку будут сопровождать научные и образовательные мероприятия, которые помогут заглянуть за кулисы искусствоведческой науки о древнерусском искусстве и узнать, как исследователи работают с памятниками.
Вход на выставку свободный.
Из текста узнала много нового.
Спасибо.