Зрители программы «Ну-ка, все вместе» не могли не запомнить такую яркую ее участницу, как Ольга Жигмитова. Естественно, что многим захотелось узнать о ней больше. Итак, начинаем…
- Ольга, Вы помните, как начали петь?
- Петь я начала с самого детства, выходя «на сцену» из-за печки у бабушек и дедушек в селе Усть-Ножовое, Читинской области. Это - моя Родина, там прошло моё детство, именно туда я приезжали на каникулы из посёлка Таксимо на БАМе. В Таксимо я начала учиться в музыкальной школе. Родители водили меня на все концерты активно работающих ДК, я обязательно выпрашивала микрофон у ведущих и исполнителей и пела задушевную песню «Рябиновые бусы я маме подарю», это был для меня настоящий хит моего детства! А при поступлении в музыкальную школу на фортепианное отделение в класс преподавателя Васильевой Светланы Михайловны, я буквально на первом уроке хора, попросила сольную партию в известной песне «В траве сидел кузнечик». После музыкальной школы я поступила в музыкальный колледж им.П.Чайковского в городе Улан-Удэ на композиторское отделение в класс Цыбудеевой Надежды Цыденовны, а затем на дирижерское-хоровое отделение к Мантатовой Вере Матвеевне, а общим вокалом я занималась у Пальнуевой Ксении Николаевны. Именно эти четыре педагога, можно сказать, определили мою жизнь и судьбу. Потом я поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию им.Н.Римского-Корсакова в класс профессора Перласовой Евгении Константиновны.
- А когда стало понятно, что голос именно оперный?
- В том, что голос у меня оперный, это я чувствовала с самого детства, особенно в ванной комнате. Как-то очень естественно все получилось.
- Как начиналась ваша оперная карьера?
- После окончания консерватории я поступила в БГАТОИБ ( Бурятский Государственный Академический Театр Оперы и Балета). Очень хотелось поработать именно на родине, причем не только в качестве певицы. Хотелось научиться организаторскому ремеслу, создавать новые проекты, сотрудничать с другими артистами. Для меня творческая деятельность - это постоянный поиск себя и приобретение знаний. К тому же она требует держать себя в определенной форме, а это очень важно Жизнь в театре, как скажет каждый, - непростая, и она требует работы прежде всего над собой.
Мне запомнилось, как во время съемок шоу «Ну-ка, все вместе» его ведущий Николай Басков сказал , что для него самое сложное искусство - именно опера, так как быть солистом в любом театре и отдавать свою жизнь этому делу, терпеть и смиряться, ждать, это очень непросто для человеческой души.
- Редко у кого карьера складывается без трудностей? А как было у Вас?
- Было по-разному. Но я считала и считаю, что чувствовать себя жертвой - это большая ошибка и заблуждение. Счастье есть во всём и всегда, если желать этого по- настоящему. Вот так и мой путь в театре начался с того, что мне сразу предложили спеть Кармен. Это вроде вы огромный успех, но в театре в то время была так плохо развита рекламная инфраструктура, что зрителей на спектаклях было 20-30 человек... Меня это очень волновало, я прекрасно понимала, что меня ещё не знает зритель, но совсем не хотела впервые петь Кармен в пустом зале. Долго думать не пришлось, я одолжила у папы большие по тем меркам 15 тыс. рублей и мне этого хватило на действенную рекламу. Результат был ошеломляющий, зрители мало того, что сидели на полу (на крыльце), так ещё у кассы в фойе случилась почти драка из- за нехватки билетов. Честно скажу, что Кармен вышла на сцену очень уставшая, но все были довольны таким результатом. С тех пор начались перемены в освещении творческих проектов в нашей республике. И таких историй в моей жизни было много. Вспомнить всегда есть что, но главное идти дальше, что было, то прошло, а будущее у каждого впереди.
- В 1922 году, после революции и Гражданской войны Михаил Булгаков написал о постановке оперы «Гугеноты»: "Первое впечатление - ошалеваешь. Две витых зеленых колонны и бесконечное количество голубоватых ляжек в трико. Затем тенор начинает петь такое, что сразу мучительно хочется в буфет. В ушах ляпает громовое "Пиф-паф!" Марселя, а в мозгу вопрос: "Должно быть, это действительно прекрасно, ежели последние бурные годы не выперли этих гугенотов вон из театра, окрашенного в какие-то жабьи тона?" Куда там выперли! В партере, в ложах, в ярусах ни клочка места. Взоры сосредоточены на желтых сапогах Марселя. И Марсель, посылая партеру сердитые взгляды, угрожает: Пощады не ждите, Она не приде-е-ет. Рокочущие низы. Солисты, посинев под гримом, прорезывают гремящую массу хора и медных. Падает занавес. Свет". Для него опера была символом нормальной жизни и незыблемости культуры, несмотря ни на что. А как по-Вашему, для чего люди ходят в оперу?
- Мне кажется, что люди ходят в оперу на исполнителя в первую очередь. Бывает так к примеру, что сама постановка не нравится, но когда певцы гениальные, с пониманием и определённой дисциплиной, знаниями, всё равно невозможно уйти в такие моменты со спектакля. Я в таком случае закрываю глаза и просто слушаю прекрасных исполнителей, их голоса, которые меня волнуют и вдохновляют. А вот постановки, бывает, не вдохновляют никак. Странные костюмы, иногда какие-то фривольно эротические намеки. Если уж хочется эротики, так ее в оперной музыке столько, что никакие режиссерские якобы новаторства не нужны, надо просто все «извлечь» и показать. Кармен с ее ариями совершенно необязательно выпускать на сцену в купальнике – всё уже написано. Но, в любом, случае опера- это высокое и эстетическое удовольствие, это масштаб и глубина, поэтому зритель всегда ожидает от этого искусства чего-то большего и настоящего.
- Ольга, Вы – частый гость программы «Романтика романса», а еще – смелый экспериментатор в этой области. Я помню Ваш подарок к 50-летию народного артиста России Олега Погудина. Это была запись романса «Утро туманное» в сопровождении народный бурятских инструментов - моринхуров…
- Любовь к романсу у меня возникла ещё с учёбы в консерватории, это поле для тонких музыкантов, для предельно открытой, чистой и чувствующей Души. В этом жанре нам не занимать ни талантов, ни поклонников. А что касается Олега Евгеньевича, так, представляете, мне недавно приснился сон, в котором я собиралась на его юбилейный спектакль, который будет 19 июня в Санкт-Петербурге, и чувствовала большой праздник в душе! Невероятно и прекрасно. И название «Серебряный век. Вариации. Петербург», и мои воспоминания об учебе в консерватории, всё заставило дрогнуть сердце.… А насчет этой записи могу сказать, что я очень рада, что она понравилась слушателям. Для моих коллег – исполнителей народной музыки это был новый и бесценный опыт.
- Вы сейчас очень много гастролирует за рубежом…
- Да. В апреле и мае я спела спектакли в Германии ( в Баварии) и в Чехии- «Набукко» Верди, партию Фенены. Предложили Кармен, буду готовиться. В июле еду на гастроли по Японии (несколько концертов в Токио и других городах) с Хабаровским камерным оркестром под управлением молодого, талантливого дирижера - Руслана Антипинского, мы готовим программу из музыки Баха и русских композиторов – Чайковского и Рахманинова.
- Вы довольно тесно сотрудничаете с молодым но уже известным певцом – баритоном Альбертом Жалиловым. У вас очень красивый и харизматичный дуэт. Каких новинок ждать слушателям?
- Я записываю альбом на стихи талантливого поэта - Александра Матвеева. Это будут песни разных композиторов: из Москвы, из Бурятии, из других регионов. Туда войдут и дуэты с полюбившейся в «Романтике романса» зрителям певицей из Нижнего Новгорода Майей Балашовой, с Альбертом Жалиловым, с меццо-сопрано из Вены Мариной Лопез. С нами работают разные оркестры России, и я надеюсь, что альбом будет разнообразным, неординарным и красивым по смыслу.
(Фото из личного архива певицы)