Вертинский. Одинокий странник.
27.05.2019 12:36
Анна Сокольская

scale_600

В 2019 году у Александра Вертинского – юбилей - сто тридцать лет. К этой дате в прокат выходит фильм режиссера Светланы Астрецовой - «Вертинский. Одинокий странник».

Премьера фильма состоялась 23 мая в московском кинотеатре «Победа», но некоторые зрители пришли посмотреть картину во второй раз, поскольку в рамках 41-го ММКФ в Доме Кино уже прошел ее предпремьерный показ, собравший переполненный зал. На официальной премьере тоже был аншлаг: кинокритики, актеры, поэты, десятки фотографов, многочисленные съемочные группы телеканалов - и все это во время показа документального фильма об искусстве, а не триллера или блокбастера. А уж то, что во время показа картины в зале пять раз звучали аплодисменты, а после его завершения – стоячая овация, говорит само за себя…

scale_600

Когда-то теоретик документального кино Джон Грирсон назвал его «творческой разработкой действительности».

Для работающих в этом жанре в этом определении важны все три слова – режиссеру документального кино нужен свой художественный язык, от него ждут анализа и рефлексии и при этом он должен находиться в границах не правдоподобия, как в кино игровом, а строгой правды.

Выполнить все эти требования очень сложно, особенно сложно, если речь идет о байопике – ведь у каждого из зрителей свое представление о герое фильма – в данном случае о Вертинском.

- Какой он был красивый, - удивленно сказала сидящая за мной зрительница, посмотрев на фото молодого Александра Николаевича. - А я читала, что некрасивый и картавый.

- Как интересно: такой томный и жеманный и служил в санитарном поезде, а громогласный Маяковский от службы откосил, - поражался после просмотра фильма гость премьеры.

scale_600
( Режиссер Светлана Астрецова)

- Я люблю рассказывать о судьбах великих, неординарных людей. Когда начинаешь работать над такой темой, как будто проживаешь их жизни. Что может быть интереснее? Если бы я умела сочинять романы, то писала бы биографические труды, как Андре Моруа, о людях прошлого, которые меня восхищали. «Вертинский» у меня самый любимый из всех проектов. В нем я люблю все: каждого героя, каждый план, каждую фразу и даже каждую виньетку в оформлении титров», - говорит Светлана Астрецова.

В жизни Вертинского уместилось несколько совершенно разных биографий и поэтому фильм тоже состоит из трех разных глав - "Певец декаданса", "Бродяга и артист", "Человек во фраке в Стране Советов". Каждую из глав представляет рассказчик: первую - поэт, эссеист, радиоведущий Дмитрий Воденников, вторую - музыкант, народный артист России Андрей Макаревич, третью - писатель и историк Эдвард Радзинский.

scale_600
( Поэт Дмитрий Воденников)

Все спикеры примеряли на себя жизнь и образ Вертинского и каждый пытался ответить на вопрос, почему к нам спустя много лет весомо, грубо и зримо явились не стихи агитаторов, горланов, главарей, а печальные песенки грассирующего человека в темно-синем фраке.

Видимо потому, что сквозь абстрактные и театральные образы героев песен Вертинского проступали реальные судьбы и реальная история. Проступала эпоха. И сейчас мы понимаем, что самые точные слова о ней, о ее героях, жертвах и мучениках сказал артист. Не мудрец, не мыслитель, не политик.

…и никто не додумался просто встать на колени…

Бывают странные сближенья, написал когда-то Пушкин, и эти слова вспоминаются, когда мы говорим о том, что фильм «Вертинский. Одинокий странник» выходит в прокат шестого июня – в день рождения солнца русской поэзии.

Вертинский тоже называл себя поэтом. Он писал – "К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта. Меня привлекает не только одно исполнение, а подыскание соответствующих слов и одевание их в мои собственные мотивы...”

И хотя он сам весьма скромно оценивал свое поэтическое дарование, и его никак нельзя назвать поэтом первого ряда на фоне блестящих имен Серебряного века, но в его поэзии, в его творчестве есть главное, завещанное нам великой русской культурой, то что он сам описал в четырех строчках.

Я всегда был за тех, кому горше и хуже,

Я всегда был для тех, кому жить тяжело.

А искусство мое, как мороз, даже лужи

Превращало порой в голубое стекло.

И вот это главное, эти основные черты личности и творчества Вертинского и удалось передать создателям фильма. И именно поэтому вроде бы скромный документальный фильм об искусстве обречен на успех.

P.S. В последней части фильма Эдвард Радзинский ярко и аргументированно говорит об отношениях Вертинского со Сталиным и к Сталину. Говорит, ни разу не назвав его рептильно Иосифом Виссарионовичем. И вновь- странные сближенья. На следующий день после премьеры мы отметили день рождения поэта, написавшего «Свобода - это когда забываешь отчество у тирана».

scale_600
( Фотографии предоставлены кинокомпанией "Вишневой сад". фотограф - Аркадий Кобцев)
Создатели фильма с благодарностью представляют своих официальных партнеров:
 Московский Детский театр Марионеток, кинозал «Победа», Студия Андрея Никулина, гастрономические партнеры вечера: компании «Фудбэнд», «Пироги Штолле», «СТИМУЛ», алкогольные партнеры вечера: винодельческая компания Ca'd'Abruzzo и «Полугар», горячие напитки предоставлены Чайной компанией «Путь» Чайным Домом «Дао». Музыкальный подарок для гостей представил пианист Сергей Аксенов. Фотопартнеры премьеры Студия «Март» и фотограф Дмитрий Дубинский. Площадка оформлена студией декора и флористики Grand Decor.Moscow и компанией «ИМИДЖВСЕ»
Информационные партнеры фильма «Вертинский. Одинокий странник»:
Телеканалы «Music Box Gold» и 8 канал, Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом «Ревизор ру», порталы «Москультура» и «Работники TV», Международный журнал «Эстет», журнал «Окон в Москву» и культурно-политический журнал «Э Вести», газеты «Московская правда» «Москва Инфо» и «Русская березка», ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO
Добавить комментарий