В музее русского импрессионизма открылась выставка "Место под солнцем", посвященная творчеству двух мастеров: Павла Бенькова и Николая Фешина.
Две судьбы, две яркие творческие биографии, драматургии которых позавидует любой кинематографист. Николай Фешин и Павел Беньков начинали свой путь вместе в российской провинции. За этим последовали знакомство в художественной школе, дружба, учеба в Петербурге и мастерская Ильи Репина, возвращение домой, должности преподавателей…
Революция, Гражданская война, болезни и голод разлучили их навсегда. Каждый искал свое место под солнцем.
Николай Фешин в 1923 году уехал в США, Павел Беньков в 1928 году первый раз приехал в Самарканд, а в 1930 окончательно поселился в Узбекистане.
На открывшейся выставке Восток встречается с Западом, весенние акации Самарканда – с шумными волнами калифорнийского побережья,многолюдные базары и тихие минареты старой Бухары – с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах,сюжеты традиционного уклада узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков – с изображением колоритного быта индейцев Северной Америки. Здесь впервые собраны вместе полсотни работ из государственных музеев и частных собраний.
Такая серьезная ретроспектива позволяет создать развернутое представление о творчестве каждого художника, увидеть, что было привнесено в общий бекграунд ( одно и то же образование, происхождение, ученичество у Репина) жизненными обстоятельствами и географией, жесткой тоталитарной цензурой и беспощадным рынком, личными драмами и убивающим бытом.
А еще это позволяет вновь задуматься над таким явлением в нашей художественной жизни, как Серебряный век, интерес к которому растет лавинообразно.
Возвращение в Россию коллекции Константина Кузнецова и выход в свет монографии о нем, выставка работ Николая Мещерина, выход в прокат фильма "Вертинский. Одинокий странник", аншлаги на спектакле-концерте народного артиста России Олега Погудина "Серебряный век" ( и ожидаемая 19 июня 2019 года его петербургская премьера "Серебряный век. Вариации.Петербург"), конференция "ПроЧтение Ахматовой" и многое другое...
Кажется, что мы стремимся поймать и удержать в руках ускользнувшую красоту этой эпохи, сказать запоздалое спасибо тем. кто "ни единой долькой не отступался от лица", потому что начинаем понимать, что искусство, кажущееся хрупким и эфемерным, на самом деле - самое сильное, самое стойкое и самое нужное...а памятник нерукотворный "металлов тверже и выше пирамид".