…Абажур зажегся матово
В голубой, овальной комнате.
Нежно гладя пса лохматого,
Предсказала мне Ахматова:
«Этот вечер вы запомните».
(Георгий Иванов)
- Немедленно прекратите смеяться над оперой «Пушкин. Поэт и царь», - строго сказал мне директор Новой Оперы Дмитрий Сибирцев. «Хорошая же опера!».
Я хихикнула.
- Музыка хорошая? – спросил он еще строже.
- Хорошая. И начало очень эффектное. И финал.
- Поют хорошо? Костюмы хорошие? Певицы красивые? Оркестр хорошо звучит?
- Все хорошо. Но в либретто написано, что «цыганка спит с кровавым генералом Бенкендорфом»!
- Простой советский паренек, сын столяра и плотника, - зарыдал Сибирцев и утер непрошенную слезу.
Замечали ли вы, читатель, что, говоря о премьерах, мы быстренько галопом пробегаем постановочные решения сценографию, костюмы, свет и долго-долго обсуждаем «хороша ли пиеса»? Иногда мне вообще кажется, что мы единственная страна, в которой люди помнят либретто «Трубадура» или «Тоски» и всерьез обсуждают то, что наши тексты оперетт Кальмана лучше немецких.
Мы - страна литературная, что с нами не делай…и мы искренне верим, что Солнце останавливали словом, словом разрушали города.
Настоящая литература приходила у нас в театр волнами.
Серебряный век.
НЭП.
Оттепель.
А потом то ли культурный слой истончился, то ли еще что-то случилось, но современная драматургия стала все меньше походить именно на литературу – в театр пришли постановочные эффекты и изобретательная сценография.
А что вы хотите? Это – визуальный поворот, - сказали критики. «Копии» и «оригинала» теперь нет все равны, есть видеоарт, инсталляция и перфоманс…
Но остался один жанр искусства, в котором текст сохранился как самоценность.
И это не драматургия. Это – русский романс. Тот самый, который ездили слушать Блок и Рахманинов, которым восхищался Станиславский, сокрушавшийся о том, что «король жестокого романса» Александр Давыдов умеет больше, чем его выпускники.
В этом жанре были и поэзконцерты Северянина, и печальные песенки Вертинского, создавшего свой театр без рампы и кулис.
В этом жанре уже тридцать лет работает народный артист России Олег Погудин.
И совершенно естественно, что начав с концертов русского романса, подготовив программы, посвященные Вертинскому и Окуджаве, Пушкину и Лермонтову, Некрасову, Чайковскому, французскому шансону ( в котором, так же как в русском романсе, текст первичен) он перешел к созданию крупных поэтических концертов-спектаклей, которые напоминают и театр Блока, и спектакли ранней Таганки.
В которых первично произнесенное и пропетое слово.
«Серебряный век», петербургская версия которого состоится 19 июня в БКЗ "Октябрьский", в этом смысле один из самых интересных.
Во-первых, это – последний период нашей истории, в котором еще звучало «великое русское слово», не исковерканное главначпупсами, канцеляритом и блатной феней. И сейчас этот период, и эта литература для нас элементарный источник живой речи, даже словарь, к которому мы обращаемся.
Во-вторых, в этом концерте-спектакле артист выходит на сцену не один…и это рождает новые смыслы и созвучия а иногда и высекает яркие искры ( особенно в дуэтах), напоминая зрителям, что Серебряный век это не только взлет культуры но и новое осознание себя в отношениях и мужчинами и женщинами.
Полгода назад я написала, что артист рисковал.
Копипастеры подхватили – «пошел на огромный риск», «на неслыханный». «на небывалый»…
В общем, уж простите за нескромность, напишешь «У Лукоморья дуб зеленый», получишь потом в ста перепевах «на берегу стоит осина»…
Так вот, любой человек, выходящий на сцену, рискует. Даже если выходит петь под фонограмму – она заесть может.
Искусство - это то, что здесь и сейчас, то что без страховки.
И в этом смысле поиск новых форм, то ли пост-оперы, то ли поэтического спектакля, то ли просто полиформы – это риск всегда. Но это и движение вперед за которым зрителям наблюдать всегда интереснее, чем за стабильным, «доходным и прелестным» существованием некоторых артистов, уютно расположившихся в рамках освоенного жанра.
А то что интересно никогда не останется без внимания. .
И еще надо просто « ни единой долькой не отступаться от лица…» И для тех, кому это ПРОСТО, никакого риска нет…