«…Вы кажется еще любили португальца», - написал когда-то Александр Вертинский. И «португалец» здесь был совсем не национальностью, а чем-то бесконечно далеким и экзотическим.
В Португалию уехала возлюбленная Игоря Северянина Злата. ( А собственно, куда могла уехать та, которой посвящена «Падучая стремнина»? Не в Пензу же)
В Португалии выступала балетная антреприза Дягилева. Правда выступления были встречены с восторгом только балетными критиками и художниками-модернистами, публика же принимала их с некоторым недоумением
В общем, очень долго Португалия была для россиян скорее образом, чем конкретной страной.
Но со временем расстояния стали преодолимее, в Москве зазвучали фаду, а на пляжах Алгарве уверенно обосновались русские туристы.
И вот, наконец, в португальском городе Лоле открылись Русские сезоны.
Одним из инициаторов их проведения стал Максим Егоров.
- Максим, Вы по образованию психотерапевт. Музыка, особенно классическая, это увлечение или форма профессиональной деятельности (арт-терапия и прочее)?
- Да, я врач – психотерапевт и по своей работе знаю, как важно для человека, оказавшегося в новой языковой и культурной среде иметь возможность прикоснуться к тому, что он знает с детства, к тому, что его связывает с родным языком и культурой. Поэтому, наш фестиваль - это еще и подарок людям, которые живут в других странах, но считают русскую культуру частью себя.
Мы всей семьей приехали в Алгарве 4 года назад из Санкт-Петербурга. Это был период узнавания восхитительной природы, языка, традиций. Но главное, что нам удалось почувствовать, это щедрость и доброту людей,
живущих здесь. И у нас появилось естественное желание сделать что-то, что объединило бы нас еще больше, и мне кажется, что «Русские сезоны» это – удачная находка.
Интерес к нашему проекту мы почувствовали еще на стадии организации фестиваля. Теперь, когда фестиваль открылся, хочется поблагодарить тех, без кого наш праздник бы не состоялся:
Кинотеатр Лоле, Мэрию города, Министерство культуры России и Федеральное агентство Росссотрудничество.
Культуролог Ирина Свечникова – идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля.
- Ирина, как прошел фестиваль? Кто, в основном, его посетители? Русские, португальцы?
Я тронута до глубины души. Кроме виртуозно исполненной музыки и прекрасного концерта Олега Погудина, меня восхитила реакция публики. Португальцы, французы, венесуэльцы, англичане, русские - все как один благодарили за атмосферу и возможность прикоснуться к чему-то родному или возможность узнать что-то, возможно, непонятное по словам, но ясное по силе чувства.
- А были отклики публики об открытии фестиваля?
Мы сейчас получаем много положительных отзывов на всех языках. Но самый запоминающийся это, пожалуй, слова женщины, прожившей здесь 19 лет: «Я первый раз за все время жизни в Португалии окунулась в настоящую так давно забытую атмосферу. Моя дочь, которая приехала сюда в три года плакала и призналась, что поняла, что такое русская душевность.»
- Что еще ждет гостей фестиваля?
Для меня как музыканта и культуролога важно показать разнообразие русского музыкального наследия. Мы не могли пройти мимо «энциклопедии русской жизни» в музыке - фестиваль продолжится трансляцией оперы «Евгений Онегин» из театра Метрополитен-опера. Партию Татьяны исполняет Анна Нетребко, за пультом -маэстро Валерий Гергиев. За оперой последует концерт «Душа русской музыки», в котором мы услышим музыку Чайковского, Глинки, Шостаковича, Стравинского в исполнении инструменталистов и вокалистов.
Музыкальным директором фестиваля стал виолончелист Михаил Шумов.
- Михаил, по какому принципу Вы формировали музыкальную программу для открытия фестиваля?
Выбирая музыку для концерта открытия фестиваля мы исходили из ее популярности и мелодичности.
Как показывает практика, в Португалии, если люди идут на романсы (поп, рок, джаз...) им нельзя давать тяжёлую классическую музыку, поэтому мы выбирали пьесы, приближенные к романсам, классических известных композиторов. При этом хотелось, чтобы в инструментальной программе было что-то новое для слушателя, и этим новым стала музыка Р.Глиэра.
Народный артист России Олег Погудин выступил на открытии фестиваля 29 сентября с программой «Песня соединяет», в которой прозвучали русские романсы, а так же - песни на французском, испанском, итальянском и португальском языках.
- Олег Евгеньевич, Вы первый раз в Португалии? Каковы ваши впечатления от страны? А от фестиваля?
- Да, я в Португалии первый раз. Времени у нас было немного, но удалось увидеть океан, самую западную точку Европы – мыс Рока, посмотреть Лиссабон - старые районы города – Белен, Алфаму…Впечатления от страны и от фестиваля самые теплые…
Вообще, когда весь многонациональный зал в завершение нашего концерта хором пел «Надежду» это было замечательно.
- А как принимали в Португалии русские романсы?
- На родине фаду их принимали так, как и должны были принимать – прекрасно.
Ведь и фаду, и русский романс это про одно – судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…
Фернандо Пессоа написал:
O poeta é um fingidor.
Finge tão completamente
Que chega a fingir que é dor
A dor que deveras sente...
А его старший современник Иннокентий Анненский
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Португальское saudade легко можно перевести, как «печаль моя светла…
Так что у нас с залом было полное и счастливое взаимопонимание.
Остается надеяться, что Русские сезоны – 2019 станут началом новой культурной традиции португальской осени.
Автор благодарит организаторов фестиваля Русские сезоны в Алгарве