Генри Перселл - величайший мастер раннего барокко, он успешно работал во всех музыкальных жанрах своего времени. Особенный вклад композитор внёс в создание характерных для английского театра представлений, в которых сочетались диалог, музыка и театрализованное действие, получивших название семи-опер. Пёрселл написал пять подобных произведений.
У этого жанра есть своя история. В 1660 году пришел конец протекторату Кромвеля, установленному Английской революцией . На трон взошел Карл II. Реставрация монархии вернула двору былую пышность, а англиканской церкви — главенствующую роль. Карла II восстановил Королевскую капеллу, временно распущенную при Кромвеле. Там стали снова исполнять произведения композиторов дореволюционной Елизаветинской эпохи — Томаса Таллиса, Уильяма Берда и Орландо Гиббонса. Но в работе Капеллы появились и новые вения. Во время своего изгнания король видел роскошный двор Людовика XIV с его придворным оркестром «Двадцать четыре скрипки короля» и слушал французскую оперу. Вернувшись, он основал собственный оркестр, «Скрипки короля», который должен был в том числе аккомпанировать хору капеллы — так, как это делалось по ту сторону Ла-Манша. Кроме того, Карл II приобрел вкус к французским танцевальным ритмам и теперь призывал композиторов капеллы украшать хоровую музыку инструментальными прелюдиями и интерлюдиями. Получившиеся в итоге «симфонические антемы» превратились в самую популярную церковную музыку того времени.
Не забыл король и о развлечении подданных. При его покровительстве начал активно развиваться жанр семиоперы – жанр в котором диалоги сочетались с музыкой и танцами, а сюжеты могли быть самыми разными .
Семиопера "Король Артур или Британский герой" была написана Перселлом в 1691 году.
Сюжет основан на сказаниях о битвах Короля Артура с саксами.
Как было принято в семнадцатом веке у оперы есть политическая подоплека - в образе короля Артура представлен Карл II, бритты — это тори, саксы — виги. Освальд — герцог Монмут, а Осмонд/Гримбальд — граф Шефтсбери. Филидель — маркиз Галифакс, умеренный политик, которым восхищался Драйден (он посвятил издание «Короля Артура» Галифаксу). Эммелина персонифицирует «национальную совесть».
К творчеству Генри Пёрселла неоднократно обращались многие знаменитые современные композиторы от Б. Бриттена до Стинга и В. Дашкевича( вспомним знаменитый сериал советского времени о Шерлоке Холмсе). Его музыка использовалась М. Найманом в совместной работе с кинорежиссёром П. Гринуэем, а ария из оперы «Король Артур» (1691г) — при написании сочинения «Memorial».
24 октября в соборе Петра и Павла будет представлен иммерсивный вариант оперы, а музыка Перселла будет прочитана Алексеем Сергуниным.
Молодой композитор в 2013 году закончил Московскую консерваторию. Ценители классической музыки помнят его фортепианные транскрипции «Весны священной» Стравинского и «Утраченных иллюзий» Десятникова.
А киноманы знают его по музыке к фильму Сергея Ливнева «Ван Гоги».
Рецензия будет обязательно.