"ТАЛИСМАН" В КРЕМЛЕ
23.11.2019 18:58
Анна Сокольская
scale_1200

Одним из номинантов премии "Золотая Маска" этого года стал балет на музыку Рикардо Дриго "Талисман", поставленный в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета Александром Мишутиным. Александр – выпускник Московской государственной академии хореографии, в прошлом артист балета лучших балетных трупп театров России – «Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко», «Имперский русский балет», «Кремлевский балет» Японии – «Nippon-ballet». В настоящее время является художественным руководителем Международной балетной школы в Токио.

scale_1200

Сюжетом для этого балета послужила французская феерия «La fille de l’air».
Это слово употреблялось для обозначения жанра, отличительными признаками которого являются фантастические сюжеты, эффектные декорации и сценические эффекты. Классический пример балетной феерии - «Спящая красавица» П. И. Чайковского в постановке Мариуса Петипа. В конце девятнадцатого века жанр балетной феерии становится особенно популярным. И это понятно - бурное развитие техники дает возможным придумывать все более сложные эффекты, а в театр приходит новый зритель, который жаждет зрелищ.

В это время одной из тием в театре становится Восток.  Причин этому несколько. 
Первая лежит в плоскости взаимоотношений искусства с церковью. Во Франции еще в конце семидесятых годов девятнадцатого века было крайне тяжело поставить "Самсона и Далилу" , в России цензура требовала заменить в "Демоне" Ангела на "доброго гения".

scale_1200
( Композитор Рикардо Дриго)

А вот с восточными богами все было легче. "Баядерка" В России, "Сакунтала" во Франции, а потом и "Талисман" трактовали вопрос взаимоотношения с ними просто. Вот, например, сюжет "Талисмана".

Амравати, повелительница гениев воздуха, отпускает на землю свою дочь Нирити, которой дает талисман — звезду из своей диадемы. Нирити, сохранив звезду, может возвратиться, когда ей угодно, в подзвездные пространства. Если же она потеряет талисман, то нашедший должен возвратить его добровольно, в противном случае волшебная сила звезды пропадет. Сопровождать Нирити назначен бог ветра Вайю, заручившийся всемогущим жезлом. На земле Нирити попадает в хижину индуса Наля, где ее встречает возвращающийся с охоты Магараджа Лагорский. Он увлекается ее красотой, хочет поцеловать красавицу, но Нирити исчезает... и теряет талисман. Нирити появляется перед Магараджей в его дворцовом саду и тщетно умоляет возвратить звезду. Далее Вайю под видом брамина и Нирити под видом рабыни приходят на базар, где Магараджа хочет купить рабыню, но брамин требует за нее звезду. Тогда Магараджа напаивает вином брамина и похищает Нирити. Он соглашается возвратить ей добровольно талисман, но Нирити, убедившись в любви Магараджи, предпочитает земное блаженство и выпускает звезду из рук.

Тут и гении воздуха, и боги ветра и никакой цензуры.

Вторая причина интереса к Востоку - художественная.

Во всем мире Belle Époque время увлечения Востоком. Восток становится и неким притягательным местом "духовности", и неким эстетическим ориентиром, и воплощением всего пряного, чувственного, эротического, чего стеснялась европейская культура. Идеалом женской красоты становится экзотическая брюнетка, все зачитываются романом "Мадам Хризантема" и хотят быть похожими на Лакме.

В России все это дополнялось движением на Восток в самом прямом географическом смысле. Империя присоединяет Бухару, Хиву, Коканд. Мирискуссники приносят в живопись новые восточные краски, Верещагин - точную этнографию.

scale_1200
( Василий Верещагин. Три главных божества)

В этой ситуации "Талисман" был обречен на успех.

Балет был впервые представлен 25 января 1889 года с балериной Еленой Корнальба в главной роли.

scale_1200
( Елена Корнальба)

Понятно, что музыка Дриго, весьма удачная, все же проигрывала балетной музыке Чайковского. Но постановочные решения Петипа, например, одновременный полет по воздуху через всю сцену двух артистов, эффектные декорации и поразительные костюмы Евгения Пономарева сделали балет аншлаговым. Про костюмы Пономарева надо сказать особо. В то время еще не было представления о едином художественном решении балета - декорации к одному акту делал один художник, в другому - другой, костюмы часто брались из костюмерных - к анакреотическому балету - розовые, к "белому" - романтическому - белые. Пономарев стал одним их первых художников, увидевших в костюме дополнительное средство художественной выразительности, старавшихся совместить этнографическую точность с театральной условностью. И в "Талисмане" ему это в полной мере удалось.

scale_1200
( К сожалению, от "Талисмана" остались эскизы в основном мужских костюмов, но то, как работал художник, можно увидеть на примере эскизов к опере "Сервилия", посвященной Риму времен первых христиан)

В Советское время балет сошел со сцены ( последняя постановка состоялась в 1926 году) и вот, спустя 130 лет он триумфально вернулся на нее.

scale_1200

Перед постановщиками балета стояла сверхсложная задача.

С одной стороны, как говорил Александр Мишутин, ему хотелось опереться на хореографию Мариуса Петипа. С другой, добавить своё, авторское, современное. Добавить так, чтобы это вписалось в классический балетный канон Петипа. Но вписалось с учетом того, что сейчас 2019 год и "новый" Восток Дягилева и мирискуссников уже сто лет назад пронесся "Половецкими плясками" по Европе. А на место романтичных и романтических Лакшми, Чио-чио-сан и Нирити пришли Шехерезада и Клеопатра.

scale_1200
( И вот как после этого кого-нибудь чем-нибудь удивить? А надо. Кстати, Дягилев очень любил задавать этот вопрос соискателям работы в его антрепризе. "Чем удивлять будете?" - спрашивал он)
scale_1200

Судя по реакции зрителей и выдвижению спектакля на "Золотую маску" - постановщикам спектакля в БГАТОБ это удалось.

scale_1200

Двадцать пятого и двадцать шестого февраля 2020 года москвичи смогут увидеть фрагменты балета "Талисман" на праздновании Сагаалгана ( Нового года у монголоязычных народов) в Государственном Кремлевском Дворце.



Добавить комментарий