КОФЕ, Я ТЕБЯ ПОЮ!
26.12.2019 16:37
Анна Сокольская

scale_1200

Этот натюрморт Франсиско де Сурбарана - одна из первых (а возможно и первая картина), на которой изображена чашка кофе. Нам он кажется просто красивой картиной, но в семнадцатом веке натюрморт был воплощением аллегорий и метафор.
Так апельсин символизировал плодородие, радость, достаток и любовь, лимон - обманчивую привлекательность земных удовольствий, а в Испании даже измену. Роза - символ любви, это знают все...
Но что же здесь делает чашка кофе? Мы поймем это сразу, как только вспомним, что кофе - горький. 
Сурбаран вполне мог назвать свой натюрморт "Две вечных подруги": любовь и разлука, сладость и горечь...
В общем, все как у Кальдерона:
 Estas que fueron pompa y alegría
despertando al albor de la mañana,
a la tarde serán lástima vana
durmiendo en brazos de la noche fría.

( "Кофейная кантата" Баха - гимн кофе и женской эмансипации)

У кофе в Европе странная судьба. Как-то получилось так, что чай очень быстро стал ассоциироваться с домашними вечерами и семейным уютом, а вот кофе стал символом любовных переживаний, страстей и разочарований. Напитком богемы, бродяг и артистов. 
В России с кофе тоже все было непросто. Русские познакомились с ним давно. Но не заинтересовались. Например, купец Василий Гагара. который побывал в 1635 году в Египте попробовал там "каву" и не купил - горько. И Арсений Суханов привез в середине семнадцатого века в Россию больше 700 книг, чучело крокодила и даже 130 золотников неизвестного нам "андрагрыза", а "кахву" не стал брать - уж больно горька, а сахар дорог. 
Кофе пришел в Россию вместе с петровскими реформами, и так и остался напитком городским, аристократическим (потом богемно-интеллигентским) и мужским.
Трудно представить, чтобы "кофий гоняли" российские купцы, а вот матушка Екатерина пила его демонстративно и даже с оттенком вольтерьянства, как знак того, что она не слабая женщина, а государственный деятель.

scale_1200
( На картине Виталия Ермолаева не Екатерина, а Елизавета, но сути это не меняет)

Понятно, что чайные и кофейные чашки стали отличаться очень быстро. И прежде всего по размеру. 
Чайная -большая, чтобы и сахару наложить, и сливок, и варенья. А кофейная - маленькая, чтобы задумчиво пить свой горький напиток.

scale_1200
( Чашка 1760 года производства императорского фарфорового завода. В старину крышка была отличительной деталью именно кофейных чашек)
scale_1200
( Вена. Девятнадцатый век. Ну ооочень декоративно, дорого и богато)

scale_1200
( Фабрика Розенбурга. Она была основана в Гааге в 1883 году Вильгельмом Вольфом фон Гуленбергом и просуществовала менее полувека, практически тот период, который мы называем Серебряным веком. Первая мировая и великая депрессия привели к закрытию производства)
scale_1200
( А вот современная кофейная чашка императорского фарфорового завода. От куполов у меня когнитивный диссонанс, их бы лучше на чайную, но в целом красиво)
scale_1200
( Вот эти кофейные чашки сделаны и с уважением к белизне фарфора и в традиции. Про них неплохо вспомнить перед концертом Олега Погудина 31 декабря в Санкт-Петербурге. Петербург - кофейный город, в отличие от Москвы, которая, конечно же чайный...)
scale_1200
( А это - Дрезден. Девятнадцатый век. Посмотрите, здесь в рисунке все еще подчеркивается экзотичность напитка, хотя со времени открытия первой кофейни прошло почти два века)
scale_1200
( А это - кофейная чашка работы Казимира Малевича)

В общем, как показали последние соцопросы, россияне не хотят в подарок мягких крыс и гелей для душа, а хотят чаю, кофе, конфет, печенья и чашек. Все это есть - на любой вкус и кошелек.

P.S. В названии использованы слова из стихотворения Вильгельма Кюхельбекера.

Пусть другие громогласно

Славят радости вина:

Не вину хвала нужна!

Бахус, не хочу напрасно

Над твоей потеть хвалой:

О, ты славен сам собой!

И тебе в ней пользы мало,

Дар прямой самих богов,

Кофе, нектар мудрецов!

Но сколь многих воспевало

Братство лириков лихих,

Даже не спросясь у них!

Жар, восторг и вдохновенье

Грудь исполнили мою

— Кофе, я тебя пою;

Вдаль мое промчится пенье,

И узнает целый свет,

Как любил тебя поэт.

Я смеюся над врачами!

Пусть они бранят тебя,

Ревенем самих себя

И латинскими словами

И пилюлями морят

— Пусть им будет кофе яд.

О напиток несравненный,

Ты живешь, ты греешь кровь, 

Ты отрада для певцов!

Часто, рифмой утомленный,

Сам я в руку чашку брал

И восторг в себя впивал.

Добавить комментарий