Признаюсь сразу, каждый раз, когда я смотрю афишу концертного зала "Зарядье" у меня возникает когнитивный диссонанс.
Нежно любя музыку западноевропейского барокко ( и по причине узкой специализации и просто так), которая составляет значительную часть его репертуара, ценя джаз и музыку зарубежного кино, я никак не могу все это встроить в окружающий пейзаж. Русское узорочье, нарышкинское барокко, гастроцентр "Зарядье" (ах, какие пирожки с уткой и тыквой), да и само название зала властно требуют "Перезвонов" Гаврилина, "Боярыни Морозовой" Щедрина и русского классического романса. Ну хоть редко, хоть в неделю раз, - как когда то просила Татьяна Ларина.
Но десятого января этого диссонанса не было, поскольку в этот день Павел Карманов представлял в концертном зале "Зарядье" свою музыкальную версию традиционного жанра народного театра - Рождественского Вертепа
Впервые, композитор представил публике свое "Вертепное действо" в 2002 году в Концертном зале Чайковского.
Тогда, впрочем, как и сейчас, зал был переполнен. На сцене встретились ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин", ансамбль струнных OpusPosth Татьяны Гринденко, ансамбль ударных Марка Пекарского, камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», группа "Вежливый отказ".
А в прошлом году, после 17-летнего перерыва обновленное действо с новым составом исполнителей было с успехом показано на сцене концертного зала "Зарядье". Понятно, что в Рождественские дни- 2020 году публика этого спектакля уже ждала.
Рождественский Вертеп - особый жанр народного театра на сюжет о Рождестве. Такое представление традиционно показывают на Святки. Его герои - Святое Семейство, волхвы, а главный отрицательный персонаж - царь Ирод - всегда бывает наказан и низвергнут в ад.
Одним из вариантов Вертепного действа является так называемое "Ростовское действо" или «Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити» — музыкальное произведение, считающееся древнейшей русской «оперой». Его автором с большой вероятностью можно считать святого митрополита Димитрия Ростовского.
Впервые эта драма была поставлена впервые 27 декабря 1702 года а в 1982 году воскрешена Борисом Покровским как «Ростовское действо».
Но если Покровский выступил в этом случае, как историк и тонкий реконструктор, то Карманов пошел по другому пути. Его Вертепное действо - попытка соединения древнерусской песенной традиции, представленной ансамблем "Сирин", с фольклором от Сергея Старостина, роком от "Вежливого отказа" и академическим авангардом "Персифманса".
Все это сделало представление не исторической реконструкцией, а живым действием с одной стороны, основанным на традиции, а с другой - на авторском художественном взгляде.
Надо сказать, что изначально барочный характер аутентичного вертепного действа позволяет экспериментировать и с музыкой и с его визуальной частью. Так было в Серебряном веке, когда в "Бродячей собаке" ставилась мистерия Михаила Кузмина «Вертеп кукольный» в постановке Николая Евреинова. Тогда вертеп был устроен на маленькой сцене, а зрители, сидя за длинным столом при свечах, изображали «Тайную вечерю», между тем как ангелы с серебристыми крыльями и горящими свечами в руках ( дети из приюта) ходили по залу с пением.
В действе-2020 дети в народных костюмах тоже прошли по залу с пением, вовлекая всех в действие.
В общем можно сказать, что собственно народное действо, за которое "отвечал" ансамбль "Сирин", оказалось заключено в рок-музыкальную раму. А видеоряд при этом отсылал нас к Серебряному веку с его интересом к русской старине, русской иконе и его особым взглядом на наше прошлое.
- Можно сказать, что мы делаем кроссовер, то есть синтезируем элементы классики, народной и духовной музыки, музыки электронной. Этот жанр сейчас популярен во всем мире, - говорит солистка оркестра "Персифманс" и одновременно историк музыки и музыкант, играющий на барочной скрипке, Марина Катаржнова. " Однако, наша задача сложнее, чем у автора "типового" кроссовера. Мы включаем в произведение аутентичное народное пение и высказываемся на религиозные темы, что требует бОльшей ответственности. Поэтому реакция зала очень радует".
В музыкальном представлении несомненно музыка - главная, но и видеоряд и костюмы важны не меньше.
О костюмах и видеоряде "Вертепного действа" рассказывает искусствовед Георгий Рзаев.
- "Безусловно, это мультиформа, и мультиформа очень интересная. Во-первых, она находится в гармонии с местом, с самой целью парка "Зарядье" - показать историю. Во-вторых, авторы ставили целью сочетать аутентичные костюмы детей из ансамбля "Веретенце", исторические костюмы "Сирина" и совершенно условные костюмы царя Ирода и его слуг. При этом аутентичность детских костюмов и костюмов ансамбля "Сирин" разная. У детей подлинность в том, что каждый костюм сделан именно для этого ребенка, они все прекрасно разные ( не как в хоре Пятницкого), что сразу переносит нас в атмосферу колядок прошлого.
А вот костюмы "Сирина" изготовлены с высокой степенью исторической подлинности, при этом они демонстрируют нам одежду разных регионов России.
Поэтому в том фрагменте спектакля, когда исторически одетая Рахиль сталкивается с Иродом и его слугами в условном костюме, сразу возникают сложные ассоциации. Положительные персонажи, одетые в народные костюмы, приближены к Богу. А зло условно и чуждо. Кроме этого действо дополнено красивым видеорядом и светом. Конечно, это заставляет зал и сопереживать и быть внимательными - в зале не было ни разговоров, ни звонков, ни включенных планшетов."
Как и следовало ожидать действо закончилось пятиминутной овацией и продолжилось в фоей автограф-сессией и активным обсуждением увиденного.
В тексте использованы фотографии Геннадия Авраменко.