Про фестивальное кино знают все. Но бывают и фестивальные спектакли. Организаторы каждого престижно оперного или театрального фестиваля стараются кроме признанных хитов из списка "100 лучших" показать что-то новое или забытое и вновь открытое.
Вот и в программу Крещенского фестиваля в "Новой опере" вошли и "Князь Игорь", и "Богема" и российская премьера оперы Верди "Стиффелио".
При этом Новая Опера второй год подряд делает подзаголовком и темой своего уже традиционного Крещенского фестиваля слова "главный дирижер". Причин этого две. Первая состоит в том, что Новая опера создавалась как дирижерский театр и и остается им. Вторая - пожелания слушателей фестиваля-2019...
Девятнадцатого января главный дирижер театра Александр Самоилэ представил слушателям оперу Джузеппе Верди "Стиффелио".
Ей главный герой необычен для Верди. Это - протестантский священник, узнавший об измене жены и прощающий ее. Кульминацией оперы становится сцена, в которой он наугад открывает Евангелие и читает рассказ о приведенной на суд грешнице с известными даже далекому от церкви человеку словами " ... кто из вас без греха, первый брось в неё камень..."
Премьера оперы состоялась в 1850 году.
"Мадам Бовари" вышла в свет в 1865.
Первые главы "Анна Карениной" в 1875.
Очевидно, что судьба оперы с таким сюжетом не могла быть легкой. Она долгое время находилась в забвении и ее возрождение началось с постановки пармского театра Реджо 1968 года.
Российская премьера была встречена зрителями очень тепло. Хор и оркестр как всегда в Новой Опере были замечательны.
Исполнявший партию Стиффелио приглашенный тенор Гектор Сандоваль, Марина Нерабеева ( его жена Лина) и Анджей Белецкий (отец Лины) составили весьма выразительный ансамбль.
Опера была представлена слушателям в концертном исполнении, дополненном видеопроекциями картин Эдварда Мунка.
Надо сказать, что вопреки встречающемуся мнению, использование в опере или концертных программах видеопроекций - вещь более сложная и рискованная, чем традиционные костюмы и декорации. Дело в том, что в этом случае вступают в диалог, а иногда и сталкиваются два равносубъектных художественных языка. Такие художественные решения всегда риск для тех, кто их принимает, но именно они создают то, что Умберто Эко назвал "открытым произведением", таким, в котором зритель активно вовлекается в осмысление происходящего и в сопереживание ему.
Можно с уверенностью сказать, что осмысление и сопереживание на премьере "Стиффелио" состоялось.
Использованы фотографии Даниила Кочеткова.