Двадцать третьего февраля Жорди Саваль и оркестр Le Concert des Nations представят в зале «Зарядье» программу «Бури, грозы и морские празднества».
Название «Le Concert des Nations» можно перевести как "Гармония" или «Согласие народов». Этот барочный оркестр был создан Жорди Савалем в 1989 году . Его обыгрывает название сборника танцевальных сюит Франсуа Куперена «Les Nations» 1726 года.
Оркестр стал известен самой широкой публике после выхода в свет фильма "Tous les matins du monde" ( "Все утра мира") о композиторе семнадцатого века Марене Маре, получившем семь премий "Сезар", для которого музыканты записали саундтрек.
Уже много лет Жорди саваль является одним из ведущих исполнителей, интерпретаторов и пропагандистов музыки эпохи возрождения и барокко. Исполняя даже хрестоматийные сочинения Баха, Генделя, Перселла на инструментах эпохи, каталонец Саваль открывает публике ранее неизвестные ей грани этих произведений. А его любовь к старинной музыке средиземноморских стран, в первую очередь Испании, выражается в множестве ярких концертных программ и огромной дискографии. Кроме этого для Саваля характерно соединение в программах музыкальных традиции Средиземноморья и Ближнего Востока.
Темы бури, грозы и моря были весьма популярны в барочной музыке.
Латинская фраза "Navigāre necesse est, vivere non est necesse" была в то время девизом первооткрывателей и исследователей новых земель. При этом море часто становится метафорой судьбы и жизненного пути, а человек ассоциируется с кораблем.
Вот, например, что пишет испанский барочный поэт Луис де Гонгора:
Пусть со скалою веры стройный бог
Златые узы накрепко связали
И ублажают взор морские дали
Спокойствием и мирной негой вод;
Пускай зефиром прихоть назовет
Тот шквал, что паруса вместят едва ли,
И путь суровый на родном причале
Сулит окончить кроткий небосвод;
Я видел кости на песке унылом,
Останки тех, кто доверялся морю
Любви, о вероломнейший Амур,
И с мощными теченьями не спорю,
Когда унять их пеньем и кормилом
Бессильны Арион и Палинур.
Как мы видим, поэзия барокко с легкостью увязывает в один метафорический ряд бури, грозы, любовные страсти и силу судьбы. И барочная музыка делает то же самое, но на интернациональном языке.
Все эти темы Жорди Саваль интерпретирует нестандартно, представляя при этом настоящие музыкальные раритеты. Например, сюиту «Стихии» Жана-Фери Ребеля и музыку к пьесе Шекспира «Буря» Мэтью Локка.
Так что двадцать третьего февраля меломанов ждет глубокая и насыщенная программа. А если еще вспомнить, какой праздник приходится на дату концерта, то добавлю - и очень мужская.