Die Zeit, die ist ein sonderbar' Ding
17.02.2020 17:51
Анна Сокольская

Вот он,
большелобый
тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга —
“Вся земля“,-
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?
 , - написал Маяковский в 1923 году.

scale_1200

Воскрешать имена из века двадцатого надо долго. Их очень много. Делать это необходимо.

Тринадцатого и четырнадцатого февраля 2020 года на сцене театра «Новая опера» прошел Первый Международный музыкальный фестиваль «Энергия открытий». Он был посвящен композиторам XX века Леониду Половинкину, Георгию Катуару, Николаю Голованову и Александру Мосолову, музыку которых представил симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева.

«Сегодня в архивах хранится огромное количество потрясающих произведений русских композиторов, которым не нашлось места в их времени. Они не соответствовали требованиям советской пропаганды, не исполнялись, а в итоге были забыты. Наша миссия – открыть эту музыку современникам, не дать ей кануть в Лету, – сказала перед открытием фестиваля генеральный директор радио «Орфей» Ирина Герасимова. – Более пяти лет мы работаем над этим проектом: ищем в архивах забытую музыку, восстанавливаем ноты, делаем студийные записи, снимаем документальные фильмы, даем концерты. Теперь мы доросли до полноценного фестиваля и планируем сделать его ежегодным».

13 февраля состоялась премьера музыкального спектакля «Корабль счастье», посвященного Леониду Половинкину. Постановка отсылает к одному из самых счастливых периодов жизни композитора – творческому роману с Наталией Сац. Композитора сыграл ведущий актер МХТ имени Чехова Анатолий Белый, Наталию – Катерина Шпица. Музыка, вокальные партии и драматическое действие сочетались с балетом в исполнении артистов Большого театра, Михайловского театра, ансамбля танца «Русские сезоны».

scale_1200
( Наталья Сац и Леонид Половинкин)

14 февраля зрители увидели премьеру мультимедийного музыкального спектакля «7 нельзя» на музыку Петра Чайковского, его ученика Георгия Катуара и композиторов XX века Николая Голованова, Александра Мосолова. В спектакле прозвучали 7 историй любви известных людей: принцессы Дианы, Клеопатры, Иосифа Бродского, Сальвадора Дали, Одри Хепберн, Альберта Эйнштейна, Петра Чайковского. Рассказчиком выступил актер Максим Дрозд.

Это была часть официальная. Теперь будет субъективная.

Поскольку я была на одном дне фестиваля, то и речь подробно пойдет о спектакле"Корабль Счастье".

«Die Zeit, die ist ein sonderbar' Ding», - поется в опере Рихарда Штрауса "Кавалер розы", которую молодая и красивая Наталья Сац в 1932 году отправилась ставить в Буэнос-Айрес. Вместе с ней туда отправился композитор Леонид Половинкин - талантливый популярный и забытый.

Спектакль, точнее весьма изощренная полиформа, рассказывает об их путешествии в Аргентину и возвращении назад в СССР - после которого Сац была арестована, а Половинкин "удален" из музыкальной жизни.

Звучит музыка самого Половинкина, Пьяццолли и Гарделя, ну и естественно, Рихарда Штрауса.

Пастиччо составлено весьма удачно, оркестр Радио "Орфей" звучит профессионально и выразительно, Анатолий Белый в роли композитора трагичен и убедителен. Очень часто на сцене и особенно в кино нам предлагается поверить в то, что данный персонаж и правда талантлив и незауряден. Как человек, много работавший с байопиками, могу сказать, что кастинг в этом случае - одна из серьезнейших проблем - ведь зритель должен сказать "верю, что это ...поэт, композитор, художник". Так вот, Белому веришь.

scale_1200
(Анатолий Белый и Катерина Шпица)

Но визуальное решение спектакля смазывает впечатление от интересной и даже новаторской работы. Три четверти действия составляют балетные и пластические фрагменты, следовательно на сцену приходится смотреть, а смотреть хочется не всегда.

Откуда в сценах, происходящих в 1932 году, дамы в платьях образца 1910?

scale_1200
( Посмотрите, как хорошо решено все по цвету, ти как странно выглядят дамы в шляпах на заднем плане. Если бы это был спектакль про, к примеру, семнадцатый век, никто бы нее требовал такой точности. Но в двадцатом веке время было настолько спрессовано и водораздел между тем, что было до Первой мировой, между войнами и после Второй мировой настолько четким, что это решение непонятно абсолютно. )

Почему как только звучат фрагменты из Штрауса, на задник сцены проецируются падающие и падающие красные розы? Конструкция действа, составленная из музыки четырех композиторов, балетных фрагментов, арий и собственно актерской игры и так весьма неустойчива, поэтому любая неточность или приблизительность способна ее обрушить.

scale_1200
( А вот этот танец с пюпитрами в исполнении ансамбля "Русские сезоны" - удачен и органичен, а кроме того "монтируется" с оформлением задника, на котором были изображены "Три крестьянки" Малевича)
scale_1200

scale_1200
( Катерина Шпица и Фарух Рузиматов. Вот тут все без странных шляп и красный шарф прекрасно работает на усиление драматизма сцены)

Вообще надо сказать, что визуальное решение спектаклей и концертов, связанных с двадцатыми-тридцатыми - одно из самых сложных. Моды и стили менялись быстро, да и относиться к этому времени sine irа et studiо нам еще рано, да и сложно.

А потребность осмыслить, понять и воскресить - велика, интерес к рассказу об этом времени языком искусства огромен. На программах Олега Погудина " Вертинский", "Трагический тенор эпохи", "Серебряный век" - аншлаги. ( При этом "Трагический тенор эпохи", игравшийся в Градский-холле, оформляется лазерными лучами в авангардистском духе. И выглядит это совершенно органично

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги. 
)

Документальный фильм Светланы Астрецовой "Вертинский. Одинокий странник" оказывается в прокате успешнее многих художественных и собирает призы на кинофестивалях. При этом в зале во время показов всегда много молодежи.

Все это говорит о том, что у общества есть запрос на яркие и честные работы, посвященные ХХ веку. И в этом смысле у фестиваля "Энергия открытий" есть и благодарная аудитория и большое будущее.

Добавить комментарий