ДВОРЦОВ И ЗАМКОВ СВЕТ
20.02.2020 15:02
Анна Сокольская

scale_1200
( Усадьба Струйских в Токмаковом переулке. Фото второй половины двадцатого века)

Академическая музыка из пространства "классических" концертных залов стремилась убежать давно. Видимо, там, с чопорными билетершами и буфетом с вечным ассортиментом ей стало скучновато.

Например, Святослав Рихтер, увидев в далеком 1963 году монастырский амбар XIII века — Гранж-де-Меле с первого взгляда был им очарован и с  тех пор каждое лето Гранж-де-Меле превращается в концертный зал.

scale_1200

Но это было в веке двадцатом, а в двадцать первом к стремлению открывать новые концертные пространства добавился и "визуальный поворот". Вдруг оказалось, что художники - современники Шопена музыку Шопена совершенно не иллюстрируют, а вот импрессионисты к нему подходят , Перселл хорош в компании с прерафаэлитами, а создать оперный спектакль, используя в его оформлении мотивы известных картин, гораздо сложнее, чем соорудить по старинке собственные декорации.

В общем, теперь кроме традиционных концертов в привычных местах с буфетом и рестораном ( типа КЗЧ), уже стало привычным ходить на слушать музыку в места другие.

Сейчас будет рассказ о трех очень разных концертах. В хронологическом порядке.

Начну с 23 февраля.

Это - большой праздник, день рождения Генделя и отметить его надо вместе с классической музыкой.

scale_1200

Музыку надо слушать, а не рассказывать о ней, поэтому я расскажу про место.

Сам по себе Токмаков переулок, в котором находится усадьба Струйских, место удивительное.

Он начинается домом, в котором работал Рокотов ( а в двух шагах дом, в котором жил Василий Львович Пушкин) , а заканчивается Церковью Вознесения на Гороховом поле.

scale_1200
( Да тот самый Рокотов, который написал портрет Александры Петровны Струйской, которая жила в усадьбе Струйских.

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...)

scale_1200
( Церковь Вознесения на Гороховом поле. Одна из немногих сохранившихся построек Матвея Казакова. Те, кто интересуются историей Серебряного века скажут, что здесь в 1907 году венчались Ольга Глебова и Сергей Судейкин)

А еще в усадьбе Струйских работает выставка "Императорская семья", посвященная семье Николая Второго из коллекции художника-реставратора Александра Ренжина.

Билеты на концерт https://gallery-lorie.timepad.ru/event/1249819/?fbclid=IwAR1t5hQmUOyqvjMK4mCntPgNu4t9bYuNs_PxVOsbu5_4j1GVB8p6bPy5ZKY

29 февраля нас ждет концерт под названием "Нить Ариадны".

scale_1200

В дополнительный день года в лабиринте Центра искусств пройдет концерт современной академической музыки, вдохновленной мифом о Тезее и Ариадне.

Программа будет выстроена вокруг масштабного двухсерийного сочинения канадского композитора Рэймонда Мюррея Шайфера (р. 1933), и дополнена двумя концептуально подходящими сочинениями: пьесой для солирующего альта и струнных «Улисс» англичанина Джона Вурлича, которая прозвучит в версии для состава с арфой Ивана Бушуева, и «Красный квинтет» американского композитора Густаво Леона (р. 1956), исполнение которого станет премьерным в России.

Рэймонд Мюррей Шайфер - канадский композитор, писатель, педагог. Вообще Шайфер мечтал стать художником, но пошел по пути музыки, однако его первоначальное желание сразу читается, стоит лишь взглянуть на его партитуры, которые являются шедеврами не только в звуковом, но и графическом плане. Он также является активным защитником окружающей среды и с некоторых пор живёт на собственной ферме вдали от мегаполисов. В работы Шайфера вплетены древние и современные мифологические мотивы, философские и литературные элементы.

Сюита «Корона Ариадны» (1979) – одно из самых необычных сочинений, когда-либо написанных для арфы. По задумке композитора, один исполнитель должен одновременно управляться и с арфой, и с сетом перкуссий и различных предметов, включающим в себя более 20 наименований.

«Тесей» (1983) – продолжение истории, написанное для арфы и струнного квартета и входящее в одну из 12 частей масштабного цикла для музыкального театра «Patria», который композитор писал на протяжении более 30 лет.

29 февраля вы сможете услышать и увидеть, как современные композиторы понимают и интерпретируют вечные сюжеты, а прекрасные музыканты воплощают их идеи в жизнь.

https://artcentremoscow.timepad.ru/event/1232024/?fbclid=IwAR3alaa_J9cVWuxc92lcDE_10oB3Ur1D2_a60HeQleiy5-mwJFx98Msij3w

Итак, про концерт классической музыке в классическом особняке мы поговорили, про концерт современной музыки в современном музейном пространстве тоже.
 А вот артистам, выступающие
 восьмого марта в Екатерининском дворце Царского Села, будут решать более сложные задачи.
Поскольку они в барочном интерьере будут представлять программу "Песни любви", а большинство входящих в нее произведений написаны значительно позже.

scale_1200

Но, мы уже говорили о том что визуальный поворот наглядно ( на то он и визуальный) показал: в музыке, живописи, литературе история стилей своя.
Это - во-первых.
Во-вторых, барокко ( и рококо, как его развитие) - первый "большой стиль" Европы. А особенность "большого стиля" состоит в том, что он согласуется со всем.
В-третьих, Серебряный век, в котором и было создано большинство прекрасных и любимых нами романсов постоянно обращался к веку восемнадцатому, апеллировал к нему, отталкивался от его образов.

scale_1200
( Е.Лансере. Елизавета Петровна в Царском Селе)

В "галантом мире" художников и поэтов Серебряного века оживали не только дамы и кавалеры столетья, названного современниками "безумно и мудро", но и модный тогда стиль "шинуазри", в котором собственно и оформлен Екатерининский дворец. Оживали ширмы, яркие ткани, китайские фонарики.

scale_1200
( К.Сомов. Язычок Коломбины)

Так что Вертинский, Фомин и Прозоровский так же органичны в этом интерьере, как и Вивальди. 
В чем и можно будет убедиться восьмого марта.
Билеты вот тут: 
http://tzar.ru/concerts/1581412515

https://tkt.tzar.ru/ru/?fbclid=IwAR2qRJ3MfqAjfpJtqJ3L4zmFs8JuRomj8ej1RZ3TQ0lS4siO7-RPSJN1-Ac#id=1

А про визуальный поворот мы еще поговорим. Продолжение будет.

Добавить комментарий