Двадцать третьего февраля Жорди Саваль и «Le Concert des Nations» исполняли в "Зарядье"музыку барокко.
Вивальди Рамо, Телеман, Марэ...
Прием был потрясающий, а исполнители порадовали полной самоотдачей и "умным" репертуаром, в котором сочетались вещи знакомые с музыкальными редкостями.
Концерт продолжался больше трех часов. Было время подумать о многом, в том числе о том, что меньше чем через столетие русские ученики Франческо Арайи, Джузеппе Сарти, Доменико Чимарозы, соотечественников и современников тех, чьи сочинения сегодня с восторгом принимал зал, взорвут европейскую музыку и после них она уже никогда не будет прежней - даже в исполнении музыкантов- аутентистов.
А еще думалось о том, почему в настоящее время во всем мире наблюдается просто бум барочной музыки и почему у нас запрос на ее исполнение даже больше, чем в Европе.
Видимо, причин у этого явления несколько.
Во-первых, сам по себе корпус барочных музыкальных текстов огромен и разнообразен: оперы, кантаты, оратории, танцы, балеты.
Во-вторых, это - безусловная классика.
Хотя в семнадцатом веке о композиторах, создавших это музыкальное направление и писали: «Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искажённые произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новизны…»
Третья причина нашей любви к барокко вытекает из комментария ко второй: это направление отстаивало свои принципы с напором и энергией ( как, например, русский авангард спустя почти три века). Эта пассионарность и энергоемкость барочной музыки оказывается нужна современным слушателям.
Четвертая состоит в том, что в этой музыке на смену гармонии Возрождения пришли сложные образы и формы.
Музыкальная культура барокко соединяла прекрасное и пугающее, трагедию и комедию. Музыка барокко заставляет испытывать глубокие и сильные эмоции, выводить человека из зоны комфорта, что и является одной из целей искусства.
Человек этой эпохи так же, как и мы, уже не воспринимал мир целостным, для него он был полон противоречий и драматизма. При этом именно в культуре барокко в эпоху Просвещения человек начинает пониматься как личность, как гражданин, как герой.
И вот в этом контексте само название концерта Жорди Саваля "Бури, грозы и морские празднества" абсолютно конгениально той эпохе.
Есть и еще одна причина интереса исполнителей к барочной музыке.
Играя Рамо или Марэ они избавлены от окриков: "Это не Рамо, послушайте лучше как дирижировал Антонио Сальери". Услышать этого нельзя, и "ревнители и охранители" традиций не могут навязывать свои шаблоны.
В России же у любви к музыке барокко есть и свои причины.
Если французы, например, все время говоря об эпохе Просвещения помнят, что она закончилась гильотиной ( мы так же воспринимаем Серебряный век), для нас это - абсолютно светлое воспоминание. Первый стиль, воспринятый нами вместе со всей Европой, первый общеевропейский язык, культурная латынь того времени и питательная почва для Золотого века нашей культуры.
Как писал Александр Городницкий:
Встал на дыбы чугунный конь рысистый.
История Империи Российской
Пока ещё брошюра, а не том,
Всё осмотреть готовые сначала,
Мы выйти не торопимся из зала, -
Мы знаем, что последует потом.
Так что можно сказать, что концерты достойных исполнителей барочной музыки у нас всегда найдут благодарную аудиторию.
Двадцать второго апреля ждем Франко Фаджоли.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу концертного зала "Зарядье". В тексте использованы фотографии Лилии Ольховой.