ОТРАЖЕНИЕ НЕБЕС НА ЗЕМЛЕ
14.03.2020 15:21
Анна Сокольская

scale_1200

Шестого марта в Музее русской иконы открылась выставка «Рафаэль и его Мадонны. Отражение небес на земле». В Москве представят 19 высококачественных цифровых копий шедевров Рафаэля Санти.

«Она [фотография] может перенести подобие оригинала в ситуацию, для самого оригинала недоступную. Прежде всего она позволяет оригиналу сделать движение навстречу публике», – писал Вальтер Беньямин в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».

Именно этим принципом руководствовались авторы итальянского проекта Opera Omnia («Полное собрание творений»), призванного познакомить публику с шедеврами итальянской живописи. Под грифом Opera Omnia по всему миру проходят выставки Джотто, Пьеро делла Франчески, Боттичелли, Леонардо, Рафаэля и Караваджо, которые позволяют увидеть все или большинство работ того или иного художника в едином выставочном пространстве.

В международный проект, посвященный Рафаэлю, изначально включено 36 произведений, из которых Итальянский Институт культуры совместно с Музеем русской иконы отобрали для показа в своих стенах 19 картин на религиозные темы. Зрители увидят серию Мадонн, "Снятие с Креста", "Святого Себастьяна", "Святую Екатерину" и последний шедевр мастера – "Преображение", созданное для кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII. Как написано в пресс-релизе "Все репродукции выполнены в натуральную величину, сняты с высоким разрешением и демонстрируются на структуре с задней подсветкой. Это обеспечивает оптимальную видимость произведения в любом помещении. Благодаря использованию профессиональных цветных фотографий из архивов RAI и самой передовой технологии, на репродукциях картин можно увидеть все оттенки и детали оригинального произведения, верно переданы освещение и краски".

Как человек, побывавший на выставке, могу сказать, что все так и есть.

Все действительно прекрасно видно, все можно спокойно разглядывать, но главное не это.

scale_1200

Дело в том, что идея надолго собрать подлинные работы того или иного мастера в одном месте довольно утопическая. Это связано как с их состоянием, так и с чисто техническими, но порой непреодолимыми ограничениями: стоимостью страховок и расписанными на многие годы вперед выставочными планами ведущих музеев. Вспомним, сколько конфликтов и непонимания было вокруг выставок Леонардо и Эль Греко в Париже в 2019 году. В результате получилось почти всё, кроме одной "мелочи": в одном городе практически в одно время оказались две выставки, каждая из которых была достойна отдельного пристального внимания. В общем это было примерно так же, как если бы прокатчики поставили на один день премьеру двух супер-блокбастеров.

В Музее русской иконы ситуация иная. Средства репродуцирования позволяют сделать изображение очень качественным, а отсутствие ажиотажа, полиции, пуленепробиваемых стекол и прочего дает возможность (бесплатно, что тоже важно) познакомиться с произведением более подробно и детально, чем это было бы возможно при визите в музей, где выставлен оригинал. Понятно, что подлинники - это подлинники, но ходим же мы в Цветаевский музей и получаем удовольствие.

Вообще тема соотношения оригинала и копии ( и в более заостренном варианте - подлинника и подделки) для искусствоведения и искусства - одна из самых актуальных и берущих за живое. Об этом написаны и будут написаны тома, а пока имеет смысл сказать, что эта выставка преследует и еще одну цель...

scale_1200


Дело в том, что будучи выставленными в одном музейном пространстве с русскими иконами, религиозные картины Рафаэля смогут быть сопоставлены с русскими иконами того же периода – XV–XVI вв. А это - действительно уникальная возможность для сравнения и анализа путей русского и европейского искусства.

Давайте посмотрим, например, на картину Рафаэля "Мадонна с рыбой"

scale_1200

И сравним ее с иконами шестнадцатого века, представленными в экспозиции музея.

scale_1200

И что же мы видим: то же внимание к синему и зеленому, которого не было в работах более старых мастеров ( французский медиевист Мишель Пастуро написал четыре книги о четырех цветах - синем, зеленом, красном и черном, в которых все это подробно анализируется. Процитирую только одну фразу: " Цвет – не столько природное явление, сколько сложная культурная конструкция" ), то же насыщенное символами пространство, светлый фон, интерес к нарративу, подчеркивание с помощью символов связи между Ветхим и Новым заветом. То есть глубинная суть этих произведений при их на первый взгляд непохожести одинакова – все это разные лики одного христианского искусства.

Выставка продлится до 5 апреля.

Автор благодарит пресс-службу Музея Русской иконы за помощь.

Добавить комментарий