На самом деле так и хочется продолжить: "иль это только снится мне...", потому что так ярко, мощно и разнообразно классика в нашем информационном пространстве еще месяц назад представлена не была. Но обо всём по порядку...
"Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел..." - отчитывал когда-то Онегин Татьяну...
- Хотенья Вашего никто не спросит, - ответила бы ему сейчас она.
У нас каникулы в домашнем кругу.
А для того, чтобы их скрасить - интернет- трансляции из крупнейших концертных залов страны.
1. Московская консерватория
2. Концертный Зал имени П.И.Чайковского
3. Концертный зал "Зарядье", который, кстати, вышел в он-лайн первым.
И поскольку это уже стало реальностью, проявлением новой визуальности и сменой дискурса, то стоит сказать об этом пару слов.
Заменяет ли виде-трансляция живой концерт или спектакль?
Конечно нет, и особенно ярко это видно при трансляции именно спектаклей. Но после того, как мы перестанем спорить об этом, сразу появится возможность посмотреть на этот процесс спокойно и сказать, что хорошего он может принести в жизнь и чем он полезен.
Начну с того, что регулярное посещение концертных залов доступно, мягко говоря, далеко не всем. Теперь же любой, у кого есть интернет, может просто посмотреть на эти залы, познакомиться с ними. Это во-первых.
Во-вторых, я уже цитировала Беньямина, который писал о фотографии: "Она может перенести подобие оригинала в ситуацию, для самого оригинала недоступную. Прежде всего она позволяет оригиналу сделать движение навстречу публике». И это в полной мере можно отнести и к другим жанрам искусства.
В-третьих, что бы мы не говорили о важности "живых" концертов и спектаклей, давайте вспомним, что миллионы людей получили свои первые музыкальные знания из радиопередач и грампластинок. И сейчас у нас у всех появилась возможность просто для начала показать детям концертные залы, приучить их слушать классику, выработать навык.
В-четвертых ( это важно для людей, чьей профессией является рефлексия над музыкой - критиков, музыковедов, культурологов) - мы получили возможность за один вечер виртуально "обежать" несколько залов, чтобы составить хотя бы беглое впечатление о происходящем в каждом из них.
В-пятых, сколько раз мы сталкивались с тем, что концерт не по душе, разочаровал, мы не совпали с исполнителем и так далее. Так вот в этой ситуации мы обладаем "правом кнопки" - нам не нравится, мы выключили, без временных и материальных потерь. Правда, право кнопки накладывает и определенные обязанности. В той ситуации, когда организаторы трансляции, музыканты, все причастные пытаются сделать всё возможное, чтобы прийти к зрителю, писать посты в соцсетях о плохом качестве съемки или срывах трансляции как-то не совсем красиво. Тут ведь можно и сказать: а проведите-ка свою трансляцию, хотя бы на тему "как помыть кота".
В-шестых. Сейчас мы все сами сможем выстроить некий рейтинг исполнителей, который может и не совпасть с официальным.
В-седьмых, и это особенно видно по афише зала "Зарядье", мы имеем возможность познакомиться с множеством интересных молодых исполнителей, на живые концерты которых придем потом.
Так что теперь каждый вечер в час назначенный нам на дом доставляют классику. Давайте не будем этим пренебрегать.
P.S. Возникает вопрос: а что же телевидение? Почему оно не меняет сетку трансляций, не заботится о своих зрителях, а оставляет их наедине с программой "Давай поженимся". Видимо, Рудик, говорящий, что будет одно только телевидение, ошибся и это детище индустриальной эпохи вместе с ней и уйдет.