С добрым утром, Бах, - говорит Бог...
31.03.2020 20:14
Анна Сокольская
scale_1200

31 марта Иоганну Себастьяну Баху исполняется 335 лет.

Мы задали самым разным людям всего одни вопрос: что бы вам хотелось сказать о Бахе? Без бронзы многопудья...

Итак...

МАРИНА КАТАРЖНОВА (скрипка):

В этом году празднование дня рождения И. С. Баха отложилось на неопределённое время. Ансамбль Gnessin baroque собирался отмечать это событие концертом в доме на Знаменке, где должны были прозвучать новые транскрипции его клавирных и органных произведений для ансамбля, а также оригинальные органные сочинения, но в середине марта уже стало понятно, что нужно отменять это событие. Но невзирая на тот факт, что теперь мы все сидим по домам и в лучшем случае можем играть онлайн, находясь на кухне, мы имеем теперь достаточно времени для обдумывания чего угодно, и придумывания самых смелых новаторских проектов. Если говорить о планах, то в следующем году мы планируем с Ольгой Мартыновой сыграть в Рахманиновском зале консерватории сонаты И. С. Баха для скрипки и облигатного клавесина. Пока не знаю, будет ли это один концерт или два, цикл довольно объёмен по времени, но будем надеяться, что будущей весной нам удастся осуществить задуманное. А пока я нахожусь далеко от Москвы в своей деревне, за окном идёт снег, а я мечтаю о следующей весне, когда, надеюсь, мы сможем достойно отметить день рождения любимого композитора.

ОЛЕГ ПОГУДИН (певец):

С Бахом я встретился в музыкальной школе и очень долго относился  к нему с большим пиететом, но любил издали. А уже когда стал взрослым, пришло понимание того, что  музыка Баха -  прежде всего то, без чего невозможна наша культура. Он настолько глубоко в ней укоренен, что мы сталкиваемся с его именем практически  на каждом шагу. Когда я задумал программу "Трагический тенор  эпохи",  то конечно знал, что это - слова  Ахматовой о Блоке. А в ходе работы узнал еще и то, что для Анны Андреевны было очень важно, что в баховских "Страстях по Матфею" тенор исполняет партию Евангелиста, то есть свидетеля, летописца и благовестника. И вот эти слова Поэта о Поэте в какой-то степени стали ключом к нашей программе. Так что вечно современный, вечно актуальный Иоганн Себастьян Бах...

Ну и конечно то, что вспоминается сейчас:

...Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха...

АЛЕКСАНДР ЛИСТРАТОВ (виолончель):

Нет большего счастья для музыканта,чем счастье "играть Баха". Это и процесс обучения: ведь Бах-лучший учитель.И процесс становления виртуозных навыков и качества звука на любом инструменте. И процесс подлинного творческого наслаждения. И процесс преодоления своей косности и несовершенства. А главное в музыке Баха - это постоянное соприкосновение с вечностью. С той вечностью,к которой так стремится душа каждого человека. Без соприкосновения с которой невозможно ничего настоящего и подлинного в нашей жизни.

КРИСТИНА ФИШ (домра):

Мне хочется вспомнить о том, как марте-апреле 2016 года в Нижнем Новгороде проходил международный фестиваль «Другая музыка. Бах». Он произвел эффект разорвавшейся бомбы. На всех концертах фестиваля был аншлаг. Некоторые события даже пришлось повторять по просьбе публики. А было это так.
Идея фестиваля вызревала долго, но совершенно органично. Так получилось, что многие наши друзья музыканты, не сговариваясь, стали работать над Бахом. Например, аккордеонистка Мария Власова в дуэте с органистом Константином Волостновым на тот момент исполняли его клавирные концерты. А Константин исполнил все без исключения сочинения Баха для органа. Виктор Сыч записал программу скрипичных и виолончельных партит и сюит на маримбе и вибрафоне. Михаил Леончик (ФРГ, Мюнхен) написал оперу на основе «Кофейной кантаты» Баха – «Бах...Кофе...Джаз...». Незадолго до этого в Лейпциге состоялся музыкальный марафон «24 Hours Bach», организаторы которого смешали традиционное исполнение произведений немецкого классика с вариациями в самых разных стилях и направлениях, тех же джаз и кантри. Разнообразен был и состав исполнителей: джазовое трио Жака Люсье, дуэт Бобби МакФеррина и виолончелиста Йо-Йо-Ма, квинтет саксофонов и др. Даже публика принимала участие. А в основе праздника, охватившего весь город – классическая музыка Баха.

Надо сказать, что в России нет недостатка в фестивалях, посвященных творчеству немецкого композитора. У нас его знают и любят, что называется, со школы. Но мы все-таки по большей части традиционалисты, - академическое исполнение для академической публики. Мы склоны не столько жить с музыкой, сколько охранять ее, оберегать в музейной тишине. Вот и пришла мысль, что может быть пора представить Баха в актуальном контексте. Исполнить его живую музыку в живом пространстве современного российского города с привлечением составов, которых сам Бах и не подразумевал. Новое звучание, новые интерпретации. Чтобы рядовой горожанин воспринял классическую музыку, как феномен будничной жизни. Может быть, даже испытал шок: «Что, так можно? А это интересно!».

«Другая музыка. Бах» - это музыкальный эксперимент, призванный услышать музыку, созданную еще до изобретения паровоза, как современную во времена мобильного интернета. И быть может найти в ней смыслы будущего, ведь Бах – это настоящее сокровище. В ходе подготовки фестиваля возник уникальный дуэт домры и маримбы, появились новые проекты, например, кукольная опера «Кофейная кантата» Ольги Шайдуллиной.
Более того, проект был интегрирован в пространственный контекст города, вовлекающий самые разные группы горожан в единый культурный процесс. Так появились выступления в метро, трамвае и ночном клубе, - и везде звучала музыка Баха! Мы хотели напомнить, что искусство, даже самое классическое не является чем-то отвлеченным, а формирует все духовные начала любой даже самой актуальной, самой технологической деятельности. При этом мы решили нарушить традицию и в святая святых музыкального академизма, - и в большом зале консерватории впервые прошел киносеанс. Была показана немая картина «Усталая смерть» германского режиссера Ф. Ланга, снятая в1921 году, в сопровождении органа. Это событие проходило под лозунгом «впервые в городе» - и кинофильм в консерватории, и демонстрация именно этой картины, и орган в качестве аккомпанемента.

В чем актуальность Баха? Концертная афиша на март и апрель в Европе ежегодно представляет публике музыку Баха. Это оправдано двумя факторами: во-первых: в конце марта празднуется день рождения композитора. Во-вторых: это время исполнения Страстей накануне главного праздника христиан – Пасхи. Эту традицию подхватили и российские музыканты.

Его музыка поистине универсальна, она вне времени, возможно, благодаря не только гению Баха-композитора, но и его сильному религиозному чувству. Но и нельзя сказать, что она исключительно христианская, скорее духовно возвышенная настолько, что преодолела межконфессиональные разночтения. Как сказал И. Бродский: «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог». Для музыкантов Бах – один из главных учителей и техники, и чувства. При этом информационная наполненность его музыки так органична, что считывается на уровне подсознания. Особенно реагируют дети. Даже самые маленькие. Это просто удивительно, - Бах привлекает их и вовлекает сразу, с первых нот. Его музыка, словно заживляющий бальзам для души, - и успокаивает, и возвышает.

ГЕОРГИЙ РЗАЕВ (киновед) :

Я впервые столкнулся с Бахом в детстве и в кино. Помните фильм "Антон Иванович сердится"? "Иоганн Себастьян Бах был веселый толстый человек". И было ощущение что он был всегда. Наверное, так чувствуют многие. Не зря же Тарковский и в "Зеркале" и в "Солярисе" делает музыку Баха символом всего мирового порядка и мировой гармонии. В финале "Соляриса" звучит Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» BWV 639 ("Взываю к тебе, Господи...") в обработке Эдуарда Артемьева. Все надмирно, космически и фантастически. Но люди знали что полный текст оригинального хорала таков:

К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе!

Прошу, услышь мои мольбы,

Даруй мне благодать Твою,

Не дай мне пасть духом.

 Истинной веры, Господи, молю.

Даруй мне, Господи, истинной веры,

Чтобы я жил для Тебя, Помогал ближнему.

И нес слово Твое.

Бах и Брейгель в видеоряде. И всё вставало на свои места. Даже в невесомости.

Продолжение будет...

P.S. Я сознательно не перечисляю звания и регалии отвечавших на вопросы. Все это доступно в интернете.

P.P.S.

В названии строчка из песни Александра Галича.

Добавить комментарий