Те, кто собирает марки, открытки, конверты, знают, как ценны марки или конверты с ошибками и опечатками.
Вот и наш календарь-2020, в котором даты концертов постоянно меняются, а вместо адресов концертных залов ставится ссылка на трансляцию, скоро станут ценностью и памятником эпохи. Берегите их...
Выбрать картину для июня было легко - 23 июня 1889 года родилась Анна Андреевна Ахматова.
А ее портрет работы Натана Альтмана, наверное, самый известный.
Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грузном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый, <...>
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
Нам этот портрет кажется классикой, а вот современники отнеслись к нему по-разному.
Например, Ольга Делла-Вос-Кардовская писала: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубистические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко, в каком-то отрицательном смысле...». Она видела Ахматову вот так...
Правда дочь художницы добавляла «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
А вот портрет Анны Ахматовой работы Юрия Анненкова.
Василий Кротков уже в наши дни увидел Ахматову вот так
Ахматова на портрете Альтмана - это Ахматова времен "Бродячей собаки" - того времени, когда в Москве и Петербурге бесстрашно творилось новое искусство.
Именно тогда в России начали возникать театры- кабаре. Первой была «Летучая мышь», а в 1912 году в Москве и Санкт-Петербурге работало уже больше 125 кабаре и театров миниатюр.
Кабаре открывались в Одессе, Владивостоке, Киеве, Баку, Харькове, Ростове…
Одно из них называлось "Трагический балаган". Это – точное описание жанра: смех, слезы, моментальная реакция на все, отсутствие рампы между зрителями и актером и его работа на разрыв аорты.
Но российское кабаре Серебряного века было еще и литературным.
С кабаре так или иначе были связаны почти все поэты того времени: от Мандельштама и Ахматовой до Маяковского и Хлебникова.
А еще кабаре – это и Вертинский, и Лещенко, и танго.
Вертинский первым начал петь танго в московском кабаре Мамонтова. Петр Лещенко практически сделал русское танго отдельным жанром.
Отдельным, потому что русское танго - это почти русская рулетка, ведь именно в русском языке рифмуются слова «любовь» и «кровь».
Стихи поэтов Серебряного века и печальные песенки Александра Вертинского, французский шансон, русское танго, страстные, трогательные и нежные песни на итальянском, испанском и польском языках прозвучат в новой программе Олега Погудина
«Вертинский +. Литературное кабаре».
P.S. Об отношениях Ахматовой и Вертинского можно написать немало. Гладкими они не были. Его переделка слов в песне "Темнеет дорога" Анне Андреевне очень не понравилась.
У нее ведь было вот так:
Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.
Ты милый и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звёзды, лететь.
Теперь и стихи и "ариэтка" стали классикой - каждое произведение в своем жанре.
Да и вообще "Темнеет дорога" и "Сероглазый король", наверное, лучшая репрезентация стихов Ахматовой в камерной музыке.
Билеты по ссылке:
P.P.S. Этот концерт еще и презентация нового диска артиста "Русское танго"...
Но это уже отдельная история.