Десятого июня отмечается всемирный день Модерна.
Он был учрежден для пропаганды и изучения стиля модерн в архитектуре, живописи, поэзии, музыке.
В этом году тема Дня - витражи.
Их вернули в обиход предшественники модерна - прерафаэлиты.
Готические разноцветные окна, заново увиденные романтиками в начале XIX века, потрясли публику.
Кстати тогда же Мендельсон вернул музыке Баха, организовав в 1829 году исполнение его "Страстей по Матфею".
Восприятие музыки, цвета и света как того, что создает единое художественное пространство, определило в XIX столетии одно из направлений поисков в искусстве.
Модерн, так же, как и готика, оказался временем витражей, поскольку они идеально соответствовали одному из главных принципов стиля - возведения полезного в прекрасное.
Витраж стал практическим развитием идей Gesamtkunstwerk , идущих от представлений Вагнера о создании цельных художественных миров, как на оперной сцене, так и в жизни. К тому же с середины XIX века получила развитие целая «мифология стекла», связанная со строительством оранжерей, всемирными выставками и социальными утопиями - вспомним Чернышевского.
Обыгрывание темы стекла (витража) как грани двух миров характерно для литературы того времени.
Самым ранним примером этого, наверное. является рассказ Вс. Гаршина Attalea princeps.
А вот - "Узорное окно" Бальмонта:
...Но что за высоким окном
Горит нерассказанным сном
И краски сливает в узоры ?
Не дышит ли там Красота
В мерцании мира и лени ?
Этот образ нередок у Ахматовой и Гумилева.
Мгновенный звон стекла, холодный плеск воды вспоминает Георгий Иванов.
Вообще, когда мы говорим о русском модерне, то сразу встает вопрос - как определить его границы и границы Серебряного века:
Многие литературоведы считают его началом речь Достоевского о Пушкине, произнесенную 140 лет назад, в июне 1880 года, а завершением — речь Александра Блока «О назначении поэта».
Это время поисков во всем: в музыке,в поэзии, в архитектуре.
Время создания новых стилей, попытки принести в жизнь красоту и поэзию, закончившееся быстро и трагично.
Наверное, модерн - единственный стиль в истории искусства, развитие которого было прерванно насильственно по политическим причинам...
А в двадцатов веке о витражах сказал Вознесенский:
Человек на 60% из химикалиев,
на 40% из лжи и ржи…
Но на 1% из Микельанджело!
Поэтому я делаю витражи.
Ко мне прицениваются барышники,
клюют обманутые стрижи.
В меня прицеливаются булыжники.
Поэтому я делаю витражи.
А вот эта программа - тоже от витражных дел мастера)