Появление портрета Ахматовой на странице июньского календаря никого не удивило. 23 июня у Анны Андреевны был день рождения.
А вот какое отношение Александр Блок – поэт-символист и один из основателей БДТ, автор стихов о Незнакомке и Прекрасной Даме имеет к такому демократичному жанру как городской романс?
Дело в том, что Александр Александрович всю жизнь любил и даже собирал русские романсы.
В конце жизни он старательно переписывал романсы в свою записную книжку, стараясь сохранить их как часть «старой» и вечной культуры.
«Не уходи», «Всегда и везде за тобою», «Дремлют плакучие ивы», «Жалобно стонет ветер осенний» - это не только перечень самых любимых наших романсов – это список романсов из записной книжки Блока.
На нашей странице – один из самых известных портретов поэта работы Константина Сомова.
Сомовский портрет Блока был выполнен, как и врубелевский портрет Брюсова, по заказу Рябушинского для журнала «Золотое руно».
Здесь Александру Блоку 27 лет. Уже вышли два его поэтических сборника «Стихи о Прекрасной Даме» и «Нечаянная радость», он популярен и полон творческих планов.
Но ни сам поэт, ни его почитатели этого на портрете не увидели.
"Под беломраморным обличьем андрогина
Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.
Стихи его горят – на солнце георгина,
Горят, но холодом невыстраданных слез…", - написал Иннокентий Анненский.
«Мне портрет нравится, хотя и тяготит меня», - так скажет Блок.
Тетушка поэта - М. А. Бекетова утверждала, что портрет работы Сомова «дает превратное представление о Блоке», что на его мать он произвел «тяжелое впечатление», так как «выражение рта и глаз неприятное и нехарактерное для Блока, освещенное художником субъективно. Вместо мягких кудрей на портрете тусклые шерстяные волосы».
Но при этом портрет заставляет вспомнить и описание внешности Блока Горьким: "Строгое лицо и голова флорентийца эпохи Возрождения".
Посылая матери фотографию сомовского портрета, Блок подписал его строчками из только что написанной "Клеопатры": "Я сам, позорный и продажный, с кругами синими у глаз
Коллеги Сомова по «Миру искусства» в оценке портрета тоже не сошлись. А. Я. Головин считал, что «внешность Блока хорошо передана... он похож, но «подсахарен» ... Блок был мужественнее. Сомов сделал его женственным и слабоватым».
М. В. Добужинский говорил, что Блок «был более красив, чем на довольно мертвенном портрете Сомова».
А.Н.Бенуа в своей статье «Первая выставка «Мира искусства» утверждал: «Люди Сомова не говорят, не улыбаются, не заискивают перед зрителем, не «строят ему глазки». Они глядят просто со всем сознанием, со всем напряжением своей духовной силы, и это простое спокойное «глядение» сообщает сомовским рисункам монументальную торжественность. Вспомните взгляд его Блока, такой тяжёлый и рассеянный…».
А вот Чуковский, который знал Блока очень хорошо, писал: «Мне часто приходилось слышать и читать, что лицо у Блока неподвижное. Многим оно казалось окаменелым, похожим на маску, но я, вглядываясь в него изо дня в день, не мог не заметить, что напротив, оно всегда было в сильном, но еле уловимом движении. Что-то вечно зыбилось и дрожало возле рта, под глазами, и всеми порами как бы втягивало в себя впечатления. Его спокойствие было лишь кажущимся. Тому, кто долго и любовно всматривался в это лицо, становилось ясно, что это лицо человека чрезмерно, небывало впечатлительного, переживающего каждое впечатление, как боль или радость… Именно эта гипертрофия чувствительности сделала его великим поэтом ».
Как бы то ни было – теперь этот портрет стал хрестоматийным и Блока мы часто видим именно таким.
Ну а его любовь к романсу позволит поверить, что он был все-таки «живой, а не мумия» - любил собак, плакал над тем же, над чем мы плачем и теперь и переписывал в тетрадь любимые городские романсы.…
Билеты: