Да, именно слово «роман» написал в 1797 году Карамзин.
Ну а Модест Чайковский, прекрасно зная это стихотворение, и перенося действие пушкинской «Пиковой дамы» в восемнадцатый век, заставил Германа ответить на этот вопрос по-другому.
Чайковскому в этом году 180 лет. «Пиковой даме» - 130 и есть смысл поговорить о первых исполнителях партии Германа.
Вообще "Пиковая дама" - пример оперы, в которой партия главного героя изначально пишется для конкретного певца. В нашем случае для Николая Фигнера.
Чайковский писал брату: «… Оказывается, Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, – а все время настоящим, живым человеком, притом мне очень симпатичным. Так как мне Фигнер симпатичен и так как я все время воображал Германа в виде Фигнера, – то я и принимал самое живое участие в его злоключениях. Теперь я думаю, что теплое, живое отношение к герою оперы отразилось на музыке благоприятно…».
Относительно голоса Фигнера знатоки говорили разное, но вот его актерские возможности сомнению не подвергал никто.
Однако в случае с "Пиковой дамой" он внес и другой вклад в работу над оперой, причем довольно парадоксальным образом.
Дело в том, что он... отказался сбрить усы. И художникам по костюмам пришлось сделать Германа гусаром. "Черным" венгерским гусаром Герман оставался во всех постановках "Пиковой дамы" до 1917 года и, согласитесь, это была немного другая опера. ( Особенно если добавить, что тогдашние зрители видели там и модных Гофмана с Достоевским)
Премьера "Пиковой дамы" прошла триумфально. Больше всего зрителей потрясла сцена сумасшествия Германа.
А.Ф. Кони писал: Если бы я был профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н. Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели на лицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич, где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?“ — „Нет, не читал и не изучал, просто мне кажется, что это должно быть так“. Вот это интуиция…».
«Ни один из исполнителей Германа не сходил с ума так незаметно, так просто, так страшно, как Фигнер», - писала "Русская музыкальная газета".
Петр Ильич был в восторге от трактовки Фигнером роли и в 1892 году посвятил ему цикл из шести романсов на стихи Даниила Ратгауза.
Романсы из этого цикла стали последними произведениями Чайковского в этом жанре. Фигнер часто исполнял их на концертах и даже записал на пластинку.
Вообще надо сказать, что как все оперные певцы того времени ( ну и такие композиторы как Чайковский или Рахманинов), Фигнер любил русский городской романс и охотно его исполнял.
В частности, он любил и записывал романсы барона Врангеля ( не того, а его родственника Василия Георгиевича: вот он на фото без черкески ...)
Фигнер записал его романсы "В душе моей", "Ты мое утро", "Они полюбили друг друга", "Любовь - мечта", а гордый и снобский коллектив журнала "Аполлон" даже откликнулся на это парой предложений.
А исполнение Фигнером жестокого романса "Оставь меня" вызывало у публики такую же бурю страстей, как и его выход в партиях Канио или Отелло.
Однако же вернемся к Фигнеру в партии Германа.
Александр Бенуа писал: "Такого Германа, каким был Фигнер, я больше не видал и не слыхал, да и едва ли можно себе представить, что какому-либо театру могло бы выдаться счастье найти столь подходящего к роли артиста".
Но при этом для московской премьеры оперы Чайковский выбрал другого артиста...
Почему? Продолжение будет...
А перед вот этим концертом