28 июля в Третьяковской Галерее открылась выставка, посвященная 175-летнему юбилею Ивана Евменьевича Цветкова - коллекционера и мецената, подарившего Москве "Цветковскую" галерею.
В 1898–1901 годах И.Е. Цветков построил для своей коллекции двухэтажный особняк на Пречистенской набережной (сейчас это резиденция посла Бразилии), неподалеку от храма Христа Спасителя, с видом на Кремль и Третьяковскую галерею. Внешний вид фасадов и внутреннее убранство были стилизованы под древнерусский терем по рисункам и указаниям художника В.М. Васнецова, друга Цветкова.
С 1909 года Цветковская коллекция была открыта для посетителей в этом «доме-ларце», а после закрытия галереи в 1926 году большая часть коллекции поступила в Третьяковскую галерею, после чего оказалась распределена по провинциальным музеям.
Эта выставка является частью большого проекта, посвященного московским коллекционерам. К 2023 году планируется создание в доме Рябушинских в Москве музея московских коллекционеров, который станет частью ожерелья «малых музеев» Третьяковской галереи.
Картины были развешаны в залах по хронологическому принципу, причем в парадных залах второго этажа размещались картины художников-современников коллекционера, а в более камерных комнатах первого этажа – произведения более раннего периода - второй половины ХVIII – первой половины ХIХ века. Графика хранилась в специальных папках, в шкафах, чтобы рисунки были скрыты от света.
Как отмечают сотрудники Третьяковской галереи, самую ценную часть коллекции Цветкова составляют графические произведения. Интересно, что и начало собранию было положено именно произведением графики. Первый, приобретенный в 1875 году в железной лавке на Арбате, рисунок И.А. Акимова «Сатурн» Иван Евменьевич называл «краеугольным камнем» всей своей коллекции.
Бумага, итальянский карандаш, сангина, мел. 20,3 × 15,7)
Собирать рисунок Цветков начал в тот благоприятный период, когда другие коллекционеры, в том числе и П.М. Третьяков, интересовались им мало. Цветкову же, как вспоминал он спустя годы, «пришла счастливая мысль заняться собиранием рисунков <…>, сделанных русскими художниками». Увлеченность и целеустремленность в осуществлении своей мечты о такой коллекции позволили Цветкову по прошествии более трех десятилетий стать обладателем богатейшего собрания. Входящие в него работы XVIII – начала XX столетий включают разнообразный интереснейший материал – этюды, эскизы и наброски живописных полотен, самостоятельные произведения всех жанров – пейзажи, портреты, композиции на исторические, мифологические и бытовые сюжеты, аллегории и натюрморты, выполненные в различных техниках. Среди лучших – карандашные и перовые рисунки, акварели, гуаши, пастели Ф.М. Матвеева, А.О. Орловского, Дж. Кваренги, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, М.Н. Воробьева, П.Ф. Соколова, В.А. Тропинина, А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Е. Маковского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, В. М. Васнецова, И.И. Левитана, В.А. Серова и многих других.
В 1925 году это почти полуторатысячное собрание стало основой фонда графики Третьяковской галереи.
Эскиз одноименной картины (1887, Государственная Третьяковская галерея)
Бумага, акварель, графитный карандаш. 17,2 × 32,4)
По словам директора Третьяковской галерее Зельфиры Трегуловой, у «Третьяковки» и «Цветковки» много общего: судьба создателей, их желание подарить картины городу и даже архитектурный стиль, в котором построены здания. А вот судьба у этих галерей разная.
Консультант выставки Сергей Кузаков полагает, что это было связано с нереализованным проектом по созданию на базе Цветковской Галереи Музея русского рисунка.
Можно предположить и то, что тематически коллекция Третьяковых, основанная на искусстве передвижников с их критическим пафосом была новой власти ближе, чем собрание Цветкова.
Как бы то ни было, отрадно, что память об этом подвижнике русской культуры возвращается.
Автор благодарит Сергея Кузакова за помощь и консультации.
P.S. К открытию выставки сотрудники Третьяковской галереи подготовили виртуальный тур по старой галерее Цветкова