Цветаева не была лично знакома с Блоком. Не дерзнула. Только попросила маленькую Алю после выступления поэта в Москве в 1920-м году передать ему свои стихи.
Их связывало нечто большее – духовное родство поэта с поэтом.
Анастасия Цветаева вспоминала: «Творчество одного лишь Блока восприняла Марина как высоту столь поднебесную, что не о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не могла — только коленопреклонялась».
В общей сложности Марина Ивановна посвятила Блоку 21 стихотворение. Из них 12 были написаны после его смерти.
Первое – хрестоматийное:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Завершающие цикл стихи не такие известные.
Други его — не тревожьте его!
Слуги его — не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
Вещие вьюги кружили вдоль жил,
Плечи сутулые гнулись от крыл,
В певчую прорезь, в запекшийся пыл —
Лебедем душу свою упустил!
Главное слово последних стихов к Блоку– «крыло». Оно повторено в четырех стихотворениях шесть раз.
Не проломанное ребро —
Переломленное крыло.
Не расстрельщиками навылет
Грудь простреленная. Не вынуть
Этой пули. Не чинят крыл.
В двадцать первом году параллельно со стихам о кончине Блока Цветаева писала о гибели Орфея. Поначалу стихи об Орфее были без названия: образы обоих певцов сливались в одно.
Образный строй «Орфея» и «Стихов к Блоку» один и тот же и «Орфей» мог бы вплестись в венок памяти Поэта, но лаврового венка нет, а есть мученический венец.
Обо всем этом вспоминается на открывшейся в доме-музее Марины Цветаевой выставке «Имя твоё – пять букв».
Пространство этой выставки разделено на две части.
Внизу посетителей ждет новая экспозиция, вводящая нас в сложный мир Александра Блока, а собственно в музейные комнаты умно и тактично инклюзированы связанные с поэтом артефакты – его фотография, издания его стихов и – гордость музейщиков – рукопись стихов Цветаевой ему посвященных.
«...Есть места с вечным ветром, с каким-то водоворотом воздуха, один дом в Москве, например, где бывал Блок и где бывала я по его следам — уже остывшим. Следы остыли, ветер остался», - писала Марина Ивановна.
Этот ветер можно почувствовать на выставке в цветаевском музее.