ГОРИ, ЗВЕЗДА МОЯ...
10.09.2020 14:46
Анна Сокольская

scale_1200

… В большой витрине за стеклом выставлены цилиндр, трость и перчатки. И это – не выставка, посвященная Пушкину или Дягилеву.

Мы – на открывшейся 9 сентября в доме Любощинских-Вернадских выставке «Есенин. „Живите так, как вас ведет звезда…“ К 125-летию со дня рождения поэта».

Ее создатели рассказывают о главных этапах жизни Сергея Есенина, объединяя их образом «рождения звезды».

Выставка как бы проводит посетителя по «звездному пути» поэта через основные символы его творчества.

Пространство выставки получилось сложным - в нем есть место и фото, и хронике, и сложной кубической структуре, посвященной «Пугачеву». Оно холодноватое (но ведь в космосе и правда холодно), слегка отстраненное (но и большое видится на расстоянии) и, в чем-то, черно-бело- кинематографичное.

Его основой стали белые стены со словно проступающими на них цитатами есенинских стихов, в которых строчки, связанные со звездами и космосом выделены черным.

scale_1200
( Сергей Есенин и Сергей Городецкий)

В цветовом решении выставки практически нет красного, который до сих пор основательно сцеплен в нашем сознании с той эпохой и, похоже, это сознательное решение Юлии Наполовой. Для Юлии, оформившей уже не одну выставку, цвет всегда был важен. На «Взгляде с Ваганьковского холма» стены были изумрудными, на «Русском стиле. От историзма к модерну» - глубоко серыми и насыщенно-винными.

В этом же случае белый уводит нас от густодеревенского лубочного Есенина, к которому мы привыкли, и погружает его стихи в контекст Серебряного века и черного ветра-белого снега.

scale_1200
( Орден имажинистов. Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич)

Ну а базовым поэтическим концептом выставки стала «звезда».

От ранних стихов Есенина:

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?...

до заклинания 1925 года «Гори, звезда моя, не падай…»

Насколько «звезда» была для Есенина близким образом можно судить и по тому, что он писал о себе:

И в провал, отененный бездною,

Чтобы мир весь слышал тот треск,

Я главу свою власозвЕздную

Просуну, как солнечный блеск.

scale_1200
( На выставке представлена компьютерная цветная реконструкция портрета Есенина, выполненного Борисом Григорьевым в 1923 году ( в настоящий момент его местонахождение неизвестно). «Я написал Есенина, — вспоминал Григорьев, — хлебным и ржаным. Он у меня представлен как спелый колос под истомленным летним солнцем небом, в котором где-то заломила уже свои руки жуткая гроза. Волосы Есенину я написал цвета светлой соломы, такие у него и в самом деле были... В Есенине я очень много, до избытку много видел от иконописи старорусской и так его писал. Но вместе с тем нашел я в Есенине нечто особое, ему одному свойственное: дерзость его некоторая, отмеченная мною в прожигающей слегка улыбке падшего ангела, что сгибала веки его голубых васильковых глаз...на нем на голое тело был надет голубой халат. В нем он мне и позировал; но я всегда видел С. А. Есенина — в красном; так и изобразил его в красном халате, хотя модель позировала мне в ярко-голубом. Выразительнее!")

Надо отметить, что все яркие образы создателей проекта поддержаны подлинными артефактами из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля, Музея-заповедника С.А. Есенина, РГАЛИ, ИМЛИ РАН. В экспозиции представлены рукописные автографы Есенина, записные книжки, печатные издания с первыми публикациями его стихов, фотографии, портреты, личные вещи, а также записи голоса поэта. Выставка в Москве будет работать до 5 апреля 2021 года. а 3 октября, в день рождения поэта в селе Константинове в Музее-заповеднике С. А. Есенина откроется вторая часть проекта — «Я посетил родимые места…»

Добавить комментарий
Вход свободный для новых впечатлений и знакомств