ГВЕЛЬФЫ НА РАЙОНЕ
04.10.2020 19:45
Анна Сокольская
scale_1200

У «Капулети и Монтекки» Винченцо Беллини не самая легкая судьба.

Если оперные театры захотят Беллини как такового, они скорее выберут «Норму» или «Сомнамбулу», а если «про любовь», то есть Шарль Гуно и Сергей Прокофьев.

А еще партии Ромео и Джульетты написаны для меццо-сопрано и сопрано и это дополнительная головная боль для режиссера – сценические масштабы примадонн обсуждать уже лет 100 дурной тон, но проблема от этого никуда не уходит.

Сюжет оперы тоже не совсем шекспировский: (Капулетти – гвельфы, а Монтекки - гибеллины) и скорее навеян современными Беллини настроениями и борьбой за объединение Италии.

Из всего вышесказанного следует, что эта опера вполне фестивальна, а ее появление на фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» абсолютно закономерно.

Оговорюсь сразу, в названии «Видеть музыку» имманентно скрыто понимание того, что все представленные там спектакли профессионально состоятельны: певцы хорошо поют, дирижеры умело дирижируют, и обсуждать мы будем сценические решения, режиссерские новации и прочее.

Да и «партитурщиков» без меня в оперной критике более чем достаточно, поэтому не о вокале ( хоть Беллини и классик бельканто), а о режиссуре.

Начну с того, что «Капулети и Монтекки» не просто опера – это независимый проект! Автор идеи и режиссер -постановщик -Екатерина Корнеева, дирижер-постановщик - Даяна Гофман, художник-постановщик – Екатерина Агений, дизайнер проекта – Юлия Шаруда.

scale_1200
( Даяна Гофман. Фото: пресс-служба Flashback Orchestra)

Будучи немного знакомой со спецификой «женского» искусства, я предчувствовала, что это будет так, что Тарантино захочется спрятаться под кресло от страха, и не ошиблась.

Оркестр на сцене. Гвельфы и гиббелины – пацаны с района в черных куртках. Капеллио – в кожаном пальто – сразу видно – лидер.

Вообще все решение – черно-белое. То ли итальянский неореализм, то ли - шахматная партия.

scale_1200
( Второго октября в партии Ромео дебютировала Екатерина Лукаш - приглашённая солистка Большого театра России, музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.)

В одном углу сцены женщина на машинке «Зингер» шьет свадебное платье, в другом – кто-то копает землю. А еще это кабинет врача – Лоренцо ведь доктор. Там есть тележка для развоза лекарств, ширмы, на которых появятся кровавые отпечатки ладоней, и ванна, которая станет Джульетте гробом.

И еще белые розы, которые женщины в белом будут обрывать и топтать.

scale_1200

И все это вместе, казалось бы, превратит историю Ромео и Джульетты в историю убийства, но их финальный дуэт с летящими где-то уже не здесь голосами (вот все-таки не удержалась от описания вокала) заставит вспомнить о том, что

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит,

Но, видит бог, есть музыка над нами…

И абсолютно естественные овации в финале.

Tutti bravi!

P.S. Спектакль посвящен памяти Андрея Хрипина – музыкального критика и педагога, который увидел его ещё в формате студенческой работы и поверил в успех проекта. 

P.P.S. Фестиваль "Видеть музыку", проходящий при поддержке Министерства Культуры РФ и Фонда Президентских грантов, продлится до 9 ноября.


Добавить комментарий