ПЕРВЫЙ БАЛ АННЫ К.
16.10.2020 14:35
Анна Сокольская

scale_1200
( Фото Дениса Гришкина)

Тринадцатого октября в зале Чайковского состоялась мировая премьера оперы Александра Журбина «Анна К.».

Роли исполняли:

Аннушка, Аня , дочь Анны Карениной – Екатерина Чудотворова

Сергей, сын Анны (8 лет и 25 лет) – Богдан Нагай, Максим Сажин

Анна Аркадьевна Каренина – Елена Терентьева

Алексей Александрович Каренин – Евгений Либерман

Граф Алексей Криллович Вронский – Андрей Бреус

Стива Облонский – Руслан Розырев

Княгиня Бетси Тверская – Юлия Томина

Графиня Лидия Ивановна – Евгения Сегенюк

Графиня Вронская – засл. арт. РФ Людмила Кузнецова

Няня – нар. арт. РФ Надежда Крыгина

Бородатый мужик – Валерий Гильманов

Проводник в поезде – Олег Полшков

Комментатором и режиссёром концертной версии выступил заслуженный артист России Игорь Яцко.

Весь спектакль на сцене были музыканты Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.

scale_1200
( Анна Каренина - младшая - Екатерина Чудотворова. Фото Анны Григорьевой)

Эта опера была написана еще в 2013 году, однако до сих пор не нашла своего сценического воплощения. Она является заключительной частью цикла «больших опер» Журбина, которые он называет «Опера для людей». Туда входят сочинения, написанные в классицистической оперной традиции XIX – начала XX веков.

Действие оперы разворачивается в двух временных пластах: в 1872 году, когда произошло знакомство Анны с Вронским и в ноябре 1893, когда в свет выходит дочь Анны Карениной – Каренина-младшая, а Петр Ильич Чайковский ( с чьим именем тоже связан сюжет оперы) представляет обществу свою Шестую симфонию.

Журбин – композитор опытный, с крепкой профессиональной рукой, умеющий работать и в «большом жанре» и в песенно-романсовом, что крайне важно для создания оперы, действие которой развивается в конце девятнадцатого века.

Поскольку сюжет оперы связан и с судьбой Чайковского, то в ее первом действии прозвучала тема из романса Петра Ильича фа-минор (опус 5), а во втором – из Шестой симфонии.

Хор, оркестр и солисты звучали прекрасно, а обе Карениных – мать и дочь к тому же были стройны и красивы.

scale_1200
( Анна Каренина-старшая - Елена Терентьева. Фото Анны Григорьевой)

Чего же боле?

К сожалению, было одно «но», которое уже отметили мои коллеги, но о котором не сказать невозможно. Это – исполняемые тексты.

В любом учебнике написано, что опера - род музыкально-драматического произведения и вид сценического искусства, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова.

То есть, говоря простым языком, слова тоже важны. Особенно важны они стали после того, как возникла мода выводить тексты арий на экран над сценой. И вот на ошеломленных зрителей КЗЧ с двух экранов повалились тексты: «…и красивый гвардейский поручик папироскою ночь прожигал», «снова предстать предстоит перед светом - наше спасение пудра с корсетом»,

«Герои страстные,

сюжеты страшные,

калики сирые,

молитвы сиплые», платочки, видимо, белые, а глаза – печальные.

И наконец: «Все, что останется, лишь паровозный горький дым».

Юлиан Тувим еще рекомендовал использовать в ариях фразу «любовный чад сплошных утрат»…

После спектакля, композитор сказал, что, увидев, наконец, свое детище на сцене, понимает, что работа над оперой не завершена полностью. Кое-что стоит сократить, кое-что поправить.

Вполне возможно, что тексты тоже подвергнутся изменениям, и отечественный зритель получит интересную современную оперу, связанную при этом художественно и культурно с мировой классикой. Думаю, что всем этого бы хотелось.

Добавить комментарий